ИОАНН ДАМАСКИН, Мансур - Страница 5

Первым творением, предшествующим всему, стало создание ангелов. Они бестелесны по отношению к материи, но вещественны по отношению к Богу. Человек был сотворён по образу и подобию Божьему из двух природ – разумной и чувственной, как некая связь между мирами видимым и невидимым, как некий «новый ангел» для царствования над земным миром. Бог дал ему право и способность через собственное Своё произволение пребывать в непрерывном единении с Собой. Первозданный человек был поселён в раю, который представлялся Иоанну Дамаскину двояким: телесно человек пребывал в божественном и прекрасном месте, а душой – в месте несравненно более прекрасном и высоком. Он был создан нетленным, бесстрастным и бессмертным для равноангельской жизни, имея возможность непрестанно созерцать Творца. Но всё, что дано было первозданному человеку, он должен был усвоить только при наличии своей свободы, т.к. добродетель есть лишь то, что проявляется не по принуждению. Человек не выдержал этого испытания и пал, причём грехопадение так сотрясло его природу, что её гармоническое строение нарушилось. И с тех пор он тяготеет в сторону вещества. Грех и зло коренятся не в человеческом незнании, а в сознательном выборе между разумным и влекущим. Погружаясь в материю, человек сделался смертным, поддался вожделению и страстям. Для победы над смертью и пороком потребовалось чудо Боговоплощения, когда «Сам Творец и Господь вступил в борьбу за Своё создание». Через Распятие была упразднена смерть, разрушен грех, и устроено возвращение к древнему блаженству. Иисус Христос указал человечеству путь, каким можно уйти от гнёта первородного греха. Чудо воскресения, совершившееся во Христе, как в начатке, повторяется в каждом желающем и только через общение с Христом. В крещении человек получает как бы возможность второго рождения, а через тайну причащения – получает вечную и нетленную пищу. Тайна Боговоплощения рассматривалась Иоанном Дамаскиным очень подробно. Он как бы подвёл итог многовековому христологическому спору; писал, что Бог вочеловечился для спасения, обновления, обожения человека. Воплощение Слова совершилось действиями духа, Который как некое Божественное семя осенил Деву Марию и образовал из её непорочных кровей начаток нашего естества. Чудо Боговоплощения произошло уже в момент зачатия. Плоть Иисуса Христа с самого начала была плотью Слова, без всякого временного разделения. Мария родила не просто человека, но вочеловечившегося Бога. Господь стал человеком воистину и по естеству, т.е. не только восприял тело и душу человека, но и принял наше проклятие и наш грех. Воля человеческая при этом, не сливаясь, соединилась с волей Божественной, став волей Богочеловека Христа. Как и все люди, Иисус Христос имел свободу выбора – имел свою человеческую волю. Но Его человеческое «хотение» не расходилось с решениями Его Божественной воли. Ни один из поступков Иисуса не был принуждением свыше, каждый из них, вплоть до распятия, являлся делом Его свободного выбора. Соч. на русском языке: Точное изложение православной веры. М., Ростов-на-Дону, 1992; Три защитительных слова против порицающих святые иконы. СПб., 1893; Сергиев Посад, 1993; Творения преп. Иоанна Дамаскина. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники. М., 1997; Творения преп. Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002.



 
PR-CY.ru