ИАКИНФА МОНАСТЫРЬ - Страница 5

Исследователи первой половины XX в. относили мозаики вимы и первоначальное изображение Богоматери с Младенцем Христом в апсиде к VI в. (Анри Грегуар, Август Гейзенберг, Г. Де Франкович – к первой половине, Ф.И. Шмит – ко всему столетию), Р. Дельбрюк и В.Н. Лазарев – к концу VII в., Э. Вейганд – к середине VIII в., О. Вульф, А. Грабар, А. Фролов – ко времени около 843 г. Исследователи не сомневаются, что мозаики с образами небесных сил принадлежат к классической линии ранневизантийского искусства. Несмотря на небольшое число памятников и их плохую сохранность, она прослеживается от VI до IX вв. и преобладает в период Македонского возрождения (архангел Михаил в церкви в Афродисиаде, около середины VI в.; фрески в церкви Санта-Мария Антиква в Риме, слои VII в.; мозаичный фрагмент с полуфигурой ангела из церкви святителя Николая в районе Фанар, Константинополь, VII в.; фрески в церкви Санта-Мария в Кастельсеприо, близ Милана, VII в. или первая четверть IX в.). Сходство манеры личного письма, пластичность, близкая к приёмам античной живописи, тончайшая эмоциональность, чуть уловимая в движении глаз и мимике, выбившиеся пряди волос, «размытый» рисунок губ с затенениями в уголках являются, по мнению исследователей, общим признаком классического стиля. В контексте искусства VII в. самой близкой аналогией с мозаиками монастыря Иакинфа, по мнению исследователей, является фреска с образом великомученицы Варвары в церкви Санта-Мария Антиква в Риме (слой конца VII – начала VIII вв.). В.Н. Лазарев предлагал датировать мозаики концом VII в. и видел ряд стилистических параллелей с мозаиками церквей Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне (671–677 гг., сцена «Передача привилегий Константином IV епископу Репарату») и Сан-Пьетро ин Винколи в Риме (около 780 г., образ святого Себастьяна). Мозаики с образами небесных сил исследователи датируют также последней четвертью VIII – началом IX вв. или временем после 843 г., поскольку остаётся открытым вопрос об их одновременном появлении с образом Богоматери с Младенцем на столпе. Если верна идентификация личности Навкратия с монахом Студийского монастыря, умершим в 848 г., то можно предположить, по мнению исследователей, создание мозаик в середине IX в. Аргументом в пользу этой датировки служит сходство ликов Богородицы и небесных сил, которое исследователи объясняют единством классического стиля в до- и послеиконоборческое время. Есть стилистические сходства, например, в приёмах рисунка с памятниками круга Каролингского возрождения: мозаики оратория Теодульфа в Жерминьи-де-Пре, 806 г., позднейшие реставрации; фрески в церкви Санта-Мария в Кастельсеприо, если они выполнены до начала IX в.; миниатюры рукописей из придворного скриптория Карла Великого, в частности «Коронационного Евангелия», конец VIII в. (Музей истории искусства, Вена); Евангелия (Codex Aureus) из Лорша, между 778 и 820 гг.; его разные части в библиотеке Баттяни, Алба-Юлия (Румыния), в Ватиканской библиотеке, в Музее церковного искусства (Museo Sacro, Рим), в Британском музее. По мнению исследователей, при всей упрощённости письма их создатели основывались на тех же стилистических принципах: подвижном силуэте фигуры, «светотеневой» лепке лица, эскизности живописной манеры, использовании сложных градаций цвета. По мнению исследователей, мозаики монастыря Иакинфа, судя даже по фотографиям и акварелям, отличались исключительным качеством и редкой художественной свободой.

 



 
PR-CY.ru