ИАКИНФА МОНАСТЫРЬ - Страница 2

Храм Успения Богородицы был уничтожен турками к 1924 г., после поражения Греции в Греко-турецкой войне (1922 г.) и депортации греческой общины из Никеи. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Никее относилась к типу крестово-купольных храмов в узком значении этого термина, предлагаемом Рихардом Краутхаймером («genuine cross-domed church»). В её основе лежал кубический объём, перекрытый куполом, который опирался на массивные квадратные в плане опоры, стоящие в углах объёма. Рукава креста были перекрыты равными по глубине цилиндрическими сводами. Переход к куполу, заключённому снаружи в гранёный барабан и освещённому четырьмя окнами, осуществлялся через паруса. С востока к основному объёму примыкала апсида (полуциркульная внутри, гранёная снаружи) с вимой. Неширокий проход в западной стене вёл в нартекс, перекрытый крестовыми сводами. Нартекс входил в состав трёхстороннего обхода храма, боковые части которого были перекрыты цилиндрическими сводами и открывались в храм трёхпролётными аркадами на прямоугольных столбах. Верхний ярус обхода занимали хоры, также открывавшиеся в храм широкими аркадами. Угловые компартименты обхода были пространственно выделены и имели купольные перекрытия, восточные были снабжены апсидами. Архитектура Успенской церкви напоминает исследователям архитектуру храма Святой Софии в Фессалонике (между 780 и 787 гг.) и константинопольских Календерхане-джами (XII в.) и Гюль-джами (XI–XII вв.). Они отличаются от традиционно называемых крестово-купольными храмов типа «вписанного креста» (в том числе храмов «на 4 колоннах») тем, что подкупольный крест выявлен не только на уровне сводов, но и в плане. Раньше храмы этого типа рассматривались в перспективе «сложения» крестово-купольного храма из купольной базилики, но в настоящее время более убедительной исследователям представляется гипотеза об одновременном существовании разных типов храмов уже в VI в. Успенская церковь была построена до 726 г.; с началом иконоборчества образ Богоматери в апсиде церкви был заменён крестом; строительная техника (тонкий кирпич в сочетании с толстыми слоями раствора, тонкая мраморная резьба) позволяет исследователям отнести её возведение «к счастливым строительным временам, может быть даже к концу VI в.», но, скорее, к концу VII в. После землетрясения 1065 г. были перестроены нартекс и основание купола, разобраны боковые галереи, пристроен экзонартекс. Существовавший до начала ХХ в. купол относился к 1807 г. Сохранились нижние части стен и столбов. Созданные в разные периоды (VII, VIII и XI вв.) мозаики церкви Успения Пресвятой Богородицы дают исследователям представление о художественно-стилистических процессах в ранне- и средневизантийском искусстве. До начала 1920 гг. в кафоликоне монастыря Иакинфа сохранялись мозаики в апсиде, на сводах вимы, на западных гранях предалтарных столпов и в нартексе (свод с парусами над центральным входом в кафоликон; мозаика над входом в южный неф погибла к конце XIX в.). К самому раннему периоду декорации монастыря Иакинфа исследователи относят мозаики алтарной части – на своде вимы и в конхе апсиды.

 



 
PR-CY.ru