ИОАНН КУЩНИК, Иоанн Каливит - Страница 3

В Мессинском Типиконе 1131 г. последование Иоанна Кушника включает: отпустительный тропарь Иоанну Кушнику четвёртого гласа («С младенчества Господа горячо возжелав...»), кондак, канон, цикл стихир-подобнов и самогласен, седален; на литургии указания те же, что и в Евергетидском Типиконе. В Типиконе Георгя Мтацминдели середины XI в. память Иоанна Кушника также отмечается 15 января; важные особенности, касающиеся последования Иоанну Кушнику, не указаны. В богослужебных книгах Иерусалимского устава, начиная с древнейших рукописных памятников и до современных печатных изданий, память Иоанна Кушника отмечается 15 января. В первопечатном греческом Типиконе (Венеция, 1545 г.) последования Иоанна Кушника и Павла Фивейского соединяются со службой Октоиха; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь» и тропарям (указан тот же отпустительный тропарь Иоанну Кушнику, что и в Мессинском Типиконе); Иоанну Кушнику также назначаются канон второго гласа, цикл стихир-подобнов и самогласен. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 15 янвяря отмечено знаком шестеричной службы (см. ст. Знаки праздников месяцеслова); последование Иоанна Кушника также соединяется со службами Павлу Фивейскому и Октоиха; святым назначается общий отпустительный тропарь четвёртого гласа, указаны посвящённые Иоанну Кушнику кондак третьего гласа, канон, цикл стихир-подобнов и самогласен, седален, светилен. В московском издании Типикона 1633 г. Иоанну Кушнику назначается иной кондак второго гласа. В исправленном издании Типикона 1682 г. Иоанну Кушнику также назначается другой кондак второго гласа. Последование Иоанна Кушника, помещённое в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа («С младенчества Господа горячо возжелав...») – в греческой Минее; общий отпустительный тропарь Иоанну Кушнику и Павлу Фивейскому четвёртого гласа – в славянской Минее; кондак второго гласа с икосом; кондак второго гласа; кондак третьего гласа; канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом («Нищa страстей мя покажи молитвами твоими, блаженне. Иосиф») второго гласа, ирмос; цикл стихир-подобнов (в славянской Минее их два), самогласен (в русской Минее их два), светилен (в греческой Минее их два), седален. По рукописям исследователям известны песнопения Иоанну Кушнику, не вошедшие в современные богослужебные книги: анонимный канон с акростихом («Ум бедный мой: обогати его, отче») плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Всё сияние Святого Духа»); дополнительный кондак восьмого гласа c икосом; дополнительные икосы. Иконография Иоанна Кушника сложилась в византийском искусстве к X в. и в дальнейшем не претерпела существенных изменений. Иоанн Кушник изображается молодым безбородым иноком, с короткими тёмными волосами, в монашеском одеянии; в правой руке держит крест, в левой – закрытое Евангелие, которое является непременным атрибутом образа Иоанна Кушника как подарок родителей святого, – благодаря Евангелию они смогли узнать сына перед смертью. Описание этого иконографического типа содержится в Ерминии иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.): «Юный, без бороды, держит закрытое Евангелие».

 



 
PR-CY.ru