ИОАНН КУЩНИК, Иоанн Каливит

ИОАНН КУЩНИК, Иоанн Каливит (первая половина V в.) – преподобный (память 15 января). В агиографической традиции, посвящённой Иоанну Кушнику, практически отсутствуют сведения, позволяющие исследователям более или менее точно определить хронологические и географические рамки повествования, которое из-за скудости деталей приобретает полулегендарный характер. Время жизни святого принято относить к первой половине V в., поскольку Иоанн Кушник подвизался в обители акимитов («неусыпающих»), основанной преподобным Александром Константинопольским в 420 гг., а в сочинениях Георгия Кедрина  и Иоанна Зонары при описании пожара в Константинополе в 468 г. упоминается церковь во имя Иоанна Каливита (или Нищего). В Житии говорится, что подвижник родился в Риме (в данном случае исследователи понимают под этим топонимом «Новый Рим», т.е. Константинополь) в богатой, знатной семье и был младшим из трёх сыновей. Он получил образование, обычное для мальчика из аристократической семьи, отличался особой любовью к богослужению и чтению церковных книг. Когда Иоанну Кушнику было 12 лет, инок из монастыря акимитов, направлявшийся в паломничество в Иерусалим, зашёл в дом к его родителям и остался на ночлег. Иоанн Кушник, узнав об образе жизни акимитов, уговорил инока после возвращения из Иерусалима взять его с собой в монастырь. По просьбе сына родители подарили ему Евангелие, украшенное золотом и драгоценными камнями. Когда монах вернулся из Иерусалима, юноша втайне от родителей, мечтавших о его светской карьере, с помощью хитроумных уловок покинул дом и, наняв корабль, отправился с иноком в монастырь. Ни местоположение монастыря, ни имя игумена в Житии не упоминаются. Несмотря на юный возраст Иоанна Кушника, игумен, видя его стремление стать монахом, согласился принять его в число братии. Юноша провёл в монастыре шесть (в другой редакции Жития – семь) лет, удивляя всех своими подвигами, после чего решил увидеть родителей. Покинув с благословения настоятеля монастырь, он пришёл в Константинополь в одежде нищего и, не узнанный родителями, поселился неподалёку от входа в отчий дом под небольшим навесом или в шалаше (откуда и получил своё прозвище), который соорудил для него один из слуг. Отец Иоанна Кушника посылал ему время от времени еду, а он раздавал её нищим. Его мать, напротив, не только не подавала ему милостыню, но и приказала прогнать Иоанна Кушника от ворот дома. Через три года Иоанн Кушник получил откровение о скорой кончине, после чего позвал родителей, которые, увидев Евангелие, поняли, что он и есть их пропавший сын. Иоанн Кушник попросил похоронить его на месте своих подвигов в тех одеждах, которые он носил. Родители исполнили его волю и воздвигли на месте его погребения церковь и странноприимный дом. Почитание Иоанна Кушника было широко распространено в древности. Cуществуют три греческие редакции «Жития Иоанна Кушника», две из которых не опубликованы, а также многочисленные его версии на восточных языках, в частности, на коптском и армянском. В копто-арабском Синаксаре указано три дня памяти святого: преставление Иоанна Кушника 16 абиба (16 хамле эфиопского календаря), т.е. 20 июля, и 17 тубаха, т.е. 12 января; освящение церкви и перенесение мощей Иоанна Кушника 20 тубаха (20 тэр эфиопского календаря), т.е. 15 января.

 



 
PR-CY.ru