ИОАНН КУЩНИК, Иоанн Каливит - Страница 2

В копто-эфиопской традиции Иоанна Кушника называют Иоанном с Золотым Евангелием, его также именуют Нищим или Бедным, как и в других восточных традициях. В армянском Синаксаре день памяти святого совпадает с днём, указанным в греческих Синаксарях, – 15 января (8 аряца). Между 868 и 876 гг. Анастасий Библиотекарь выполнил перевод одной из греческих редакций «Жития Иоанна Кушника» на латинский язык (по мнению Ж.М. Соже, около 870 г.). Исследователи отмечают, что содержание различных версий Жития, как правило, имеет незначительные отличия, при сохранении основных моментов повествования могут опускаться второстепенные подробности, варьироваться сроки пребывания в монастыре (шесть или семь лет), отсутствовать название монастыря и т.п. Исследователи отмечают, что между «Житием Иоанна Кушника» и «Житием Алексия, человека Божия» есть многочисленные совпадения. В частности, высказывались предположения о том, что «Житие Иоанна Кушника» послужило одним из источников Жития Алексия, или же оба этих произведения принадлежали к одному кругу агиографических памятников с общими типическими чертами. Мощи святого, по свидетельству русского паломника Антония (впоследствии архиепископ Новгородский), видевшего его могилу, около 1200 г. ещё находились в Константинополе. Однако, согласно другой традиции, уже в VIII в. тело Иоанна Кушника было перенесено из Константинополя в Рим и положено в посвящённой ему церкви. В Безансоне в соборе св. Стефана хранилась глава Иоанна Кушника, для которой был сделан серебряный реликварий. В 1674 г. реликварий перенесли в собор св. Иоанна, в 1794 г. глава Иоанна Кушника была утеряна. В настоящее время рука Иоанна Кушника хранится в монастыре Живоносного Источника (Хрисопиги) близ Ханьи (Крит), другие частицы – в архиепископской резиденции в Никосии (Кипр), в скиту Пресвятой Богородицы (Афон), в монастыре Варлаама (Метеоры), в монастыре апостола Иоанна Богослова на Патмосе, в исихастирии Вознесения Господня близ города Козани, в монастырях Лимонос (Лесбос), Честного и Животворящего Креста (Самос), Живоносного Источника близ Кисамоса (Крит), Успения Пресвятой Богородицы близ Пили (Фессалия). Память Иоанна Кушника отмечается в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. 15 января без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память Иоанна Кушника также отмечена 15 января, служба подробно не описана. В рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Исторического музея, XII в.) содержится последование Иоанну Кушнику, включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален. В Евергетидском Типиконе второй половины XI в. 15 января помещён подробный устав соединения службы Иоанну Кушнику с последованием Октоиха и со службой преподобному Павлу Фивейскому; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь», указан отпустительный тропарь Иоанну Кушнику; поётся канон Иоанну Кушнику второго гласа, после третьей песни – седален Иоанну Кушнику, после шестой – кондак Иоанну Кушнику; Иоанну Кушнику назначаются четыре стихиры-подобна и самогласен; на литургии поются тропарь Иоанну Кушнику, прокимен Пс. 149:5 со стихом, аллилуиарий Пс. 111:1, Апостол и Евангелие – дня, причастен Пс. 111:6.

 



 
PR-CY.ru