ИОАНН ПАРИЖСКИЙ, Иоанн Кидор - Страница 2

Специально созванная комиссия из епископов Парижа, Буржа, Амьена и Орлеана под руководством Эгидия Римского признала суждения Иоанна Парижского о Теле Христовом еретическими. Он был отстранён от преподавания и проповеднической деятельности. В апологетическом сочинении «Declaratio» («Объяснение», 1305 г.) апеллировал к папе Римскому Клименту V. Ожидая решения папы по своему делу, Иоанн Парижский скончался в Бордо, где в тот момент находилась временная резиденция понтифика. Существуют разные мнения о количестве сочинений Иоанна Парижского. Высказывались предположения, что в XIII–XIV вв. в Париже были известны несколько богословов с именем Иоанн, которых различали по прозвищам: Quidort, Predicator monoculus и Pungens asinum (более поздние авторы могли объединить их в одну персону). В современной историографии общепризнанным считается, что Иоанн Парижский – автор 23 произведений. В настоящее время существуют критические издания девяти из них: «Комментария на ччетыре книги “Сентенций”», «Исправления искажения (Circa)», «Quodlibet I» («Кводлибета I»), «Sermones» («Проповедей»), «De Antichristo» («Об антихристе»), «О королевской и папской власти», «О пресуществлении хлеба и вина в таинстве алтаря», «Апологии» и «Questio de potestate papae (Rex pacificus)» («Изыскания о власти папы»). Некоторые сочинения не публиковались, другие существуют в раннепечатных изданиях; многие сочинения известны исследователям лишь по названию. Трактат «Исправление искажения (Circa)» – одно из пяти сочинений, созданных в ходе дискуссии, которая в исследовательской литературе получила название «спор Исправлений». Между 1277 и 1279 гг. францисканец Вильгельм де ла Мар написал трактат «Correctorium fratris Thomae» («Исправление брата Фомы»), изобличив 118 ошибочных положений из «Суммы теологии» и других работ Фомы Аквинского, якобы противоречащих Священному Писанию и учению отцов церкви. В 1282 г. генеральный капитул францисканского Ордена в Страсбурге признал положения Вильгельма и запретил францисканцам чтение «Суммы теологии» Фомы Аквинского за исключением отдельных глав. Это решение орденского капитула повлияло на то, что в 1282–1284 гг. в защиту учения Фомы Аквинского членами доминиканского Ордена были написаны пять трактатов: Рихардом Напуэллом «Correctorium corruptorii (Quare)» («Исправление искажения (Quare)», 1280–1283 гг., Оксфорд), неизвестным автором «Correctorium corruptorii (Sciendum)» («Исправление искажения (Sciendum)», 1283 г., Оксфорд), Вильгельмом Макклсфилдом «Correctorium corruptorii (Quaestione)» («Исправление искажения (Quaestione)», 1284 г., Англия), Рамбертом де Примадицци «Apologeticum veritatis contra corruptorium» («Апология истины против искажения», 1284 г., Париж) и Иоанна Парижского. В незаконченном сочинении «Исправление искажения (Circa)» Иоанн Парижский сконцентрировал внимание на вопросах соотношения веры и знания, веры и благочестия, а также предпринял попытку опровергнуть аргументы об извечности мира, приведённые Вильгельмом де ла Маром. Иоанн Парижский доказывал справедливость богословских суждений Фомы Аквинского, опираясь на данные метафизики, этики, физики, психологии и прибегая к авторитетам Августина Блаженного, Ансельма Кентерберийского, аль-Газали и Ибн Сины (Авиценны). Несмотря на то что сочинение Иоанна Парижского было несколько больше по объёму других трактатов, написанных в защиту учения Фомы Аквинского, историк «спора Исправлений» М. Джордан отмечает, что оно имело «скорее технический и менее фундаментальный характер», чем все остальные работы.

 



 
PR-CY.ru