ИОАНН ПАРИЖСКИЙ, Иоанн Кидор

ИОАНН ПАРИЖСКИЙ, Иоанн Кидор (ум. в 1306 г.) – доминиканец, средневековый богослов, политический писатель и полемист. Биография Иоанна Парижского плохо документирована, датировка основных событий его жизни приблизительна. О дате рождения Иоанна Парижского мнения исследователей разделились: нижней границей принято считать 1250 г. или 1253 г., а верхней – 1269 г. Иоанн Парижский изучал богословие в Парижском университете, где слушал лекции Пьера де Тарантеза (впоследствии папа Римский Иннокентий V) и попал под заметное влияние средневековых богословов Эгидия Римского и Петра Овернского. В 1280 г. Иоанн Парижский уже был членом Ордена доминиканцев и имел степень магистра свободных искусств (magister arti). По мнению исследователей, в начале 1280 гг. (в 1284 г., согласно Martin. 1975 г.) он получил степень бакалавра теологии. В это же время Иоанн Парижский выступил в защиту учения Фомы Аквинского в ходе разгоревшегося после его смерти (1274 г.) «спора Исправлений», в 1283 г. Иоанн Парижский написал трактат «Correctorium corruptorii (Circa)» («Исправление искажения (Сirca»); традиционно название дополняется первым словом трактата, чтобы отличить от одноимённых сочинений того же периода). В 1292–1294 гг. читал лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского и к 1296 г. подготовил к ним обстоятельный комментарий: «Commentarium in libros I–IV Sententiarum» («Комментарий на 4 книги “Сентенций”»; существует также другая датировка этого сочинения – 1282–1286 гг.). Недоброжелатели Иоанна Парижского, стремясь ослабить его позиции в Парижском университете и отстранить от преподавания, способствовали тому, что 16 тезисов, извлечённые из этого трактата и касавшиеся рассуждений о евхаристии, были подвергнуты критике магистром доминиканского Ордена. В написанном в ответ на замечания оппонентов сочинении «Apologeticum» («Апология», около 1296 – 1299 гг.) Иоанн Парижский показал несостоятельность выдвинутых против него обвинений. В 1295–1299 гг. он принял участие в диспуте о единстве «бытия» и «сущности» и написал трактат «De unitate esse et essentiae» («О единстве бытия и сущности»), в котором развивались идеи, высказанные впервые в «Комментарии...». По предположению Ф. Пельстера, с 1299 по 1300 гг. Иоанн Парижский преподавал в Оксфордском университете. В связи с обострением отношений французского короля Филиппа IV Красивого и папы Римского Бонифация VIII в 1302 г. Иоанн Парижский написал трактат «De potestate regia et papali» («О королевской и папской власти»), а 26 июня 1303 г. вместе со многими представителями французского духовенства подписал документ, в котором декларировалось согласие с желанием короля созвать Собор, где мог бы состояться суд над папой (Бонифация VIII обвиняли в «невиданных, страшных и гнусных преступлениях» и в ереси). В 1304 г. Иоанн Парижский получил степень магистра теологии. Тогда же принял участие в диспуте о пресуществлении (transsubstantiatio) Святых Даров и подробно изложил учение о евхаристии в трактате «De transsubstantiatione panis et vini in sacramento altaris» («О пресуществлении хлеба и вина в таинстве алтаря»; другое название – «Determinatio de modo existendi corpus Christi in sacramento altaris» – «Определение об образе существования Тела Христова в таинстве алтаря»).

 



 
PR-CY.ru