ИЛЬТУД, Эльтут - Страница 5

Э. Боуэн отметил, что наибольшее число посвящённых Ильтуду церквей находилось в Юго-Восточном Уэльсе и в бретонских епископствах Леон, Трегье и Ван. Имя Ильтуда значится в литании из Псалтыри бретонского происхождения X в. Память святого содержится в некоторых валлийских церковных календарях XIII–XVII вв. (наиболее ранний – в рукописи XIV в.). На плато Минит-Иллтид близ города Брекон (Уэльс) находилась церковь св. Ильтуда и легендарная могила святого (валл. «Bedd Gwyl Illtud»), в действительности – доисторическая гробница (карн). В XIX в. существовал обычай проводить там ночные моления в канун дня памяти Ильтуда. С именем святого в Уэльсе связывали также водные источники и другие природные объекты. В селении Ллантуит-Мейджор празднества в честь Ильтуда 6 ноября совершались ещё в конце XVII – XVIII вв. Память святого значится в некоторых бретонских церковных календарях (наиболее ранние – Бревиарий епископства Леон, 1516 г. и рукописный миссал из Вана, 1457 г.) под 6 или 7 ноября. В Бретани были также посвящённые Ильтуду церкви и капеллы. В церкви селения Ландебаэрон (департамент Кот-д'Армор) хранится реликварий с главой Ильтуда (эта святыня упоминается в источниках с 1683 г.). Сведения о монастыре Ильтуда, Лланильтуде, немногочисленны. В грамотах, приложенных к Житию св. Кадока, упоминаются монахи этого монастыря («de famili Eltuti»). В Житии Кадока Ильтуд упоминается среди свидетелей в договоре со св. Кадоком короля Меурига, а также при даровании монастырю Кадока права убежища с согласия короля Руна. В перечне свидетелей одного из пожалований в пользу монастыря Кадока содержится упоминание о «Самсоне, аббате алтаря св. Ильтуда» («Samson abbas altari sancti Eltuti»). Исследователи полагают, что по указанию Самсона, жившего в IX–X вв., были установлены резные каменные кресты в память о местных правителях, похороненных в Лланильтуде. В надписи на фрагменте креста второй половины IX в. сообщается: «Во имя всевышнего Бога утверждён крест Спасителя, который сделал аббату Самсону за свою душу и за душу король Ютаэля и Артмала и Тегана» («In nomine D[e]i summi incipit crux Saluatoris quae preparauit Samsonis apati pro anima sua et pro anima Iuthahelo rex et Artmall [et] Tec[a]n»). Скорее всего, как полагают исследователи, имеется в виду король Гвента Ютаэль (Ител; ум. в 848 г.). На фрагменте резного креста X в. написано: «Самсон установил этот крест. Молитесь за его душу» («+Samson posuit hanc c[r]ucem+ [orate] pro anmia eius+»). На кресте второй половины IX в. есть надпись: «Во имя Бога Отца и Св. Духа Хивел сделал этот крест за душу отца своего Реса» («[I]n inomine D[e]i Patris et Speretus Santdi anc [c]rucem Houelt prope[r]abit pro anima Res pa[t]res eus»). Упомянутый в тексте Хивел отождествляется исследователями с Хивелом ап Рисом (ум. в 886 г.), королём Гливисинга (Гламоргана). В «Камбрийских анналах» есть свидетельство о разорении в 988 г. скандинавами ряда крупных церквей Южного Уэльса, в том числе Лланильтуда. В 1102 г. Роберт Фиц-Хамон подарил церковь Лланильтуд со всеми владениями основанному им аббатству Тьюксбери (одновременно храм был и приходской церковью). По мнению исследователей, после этого было возведено новое здание церкви – однонефное, крестообразное в плане (сохранились фрагменты кладки южной стены и арка южного портала). В XIII в. храм был полностью перестроен: сооружён обширный трёхнефный хор с башней над западной частью, к старому нефу с запада пристроена Галилейская капелла с криптой для заупокойных богослужений, с юга – портик. В XV в. при Галилейской капелле сооружена ризница, в главном храме – деревянный резной потолок, в хоре – резной заалтарный рередос (преграда). В 1940 г. церковь была сильно повреждена взрывом бомбы. В 1937 г. при раскопках близ храма обнаружены остатки хозяйственных построек (подворье аббатства Тьюксбери).



 
PR-CY.ru