ИЛЬТУД, Эльтут - Страница 3

Легенды, записанные в Житии св. Самсона и почерпнутые агиографом из устной традиции монастыря Лланильтуд, почти не получили развития в более поздних Житиях. Предание, зафиксированное в пространном повествовании об Ильтуде в Житии св. Павла, оказало влияние на бретонскую агиографию. В валлийской традиции Ильтуд представлен как ученик св. Кадока. Пространное Житие Ильтуда сохранилось в единственной рукописи начала XIV в. – наиболее раннем и полном собрании агиографических текстов валлийского происхождения. По мнению некоторых исследователей, источником сведений послужили не только Жития св. Самсона и св. Кадока, но и несохранившееся Житие Ильтуда: в произведении исследователи выделяют отдельные сюжеты, имеющие относительно раннее происхождение (например, видение воина королю Эдгару, которое имеет многочисленные параллели в ирландской агиографии). Житие было составлено в первой половине XII в. (по мнению исследователей, около 1140 г.) клириками церкви Лланильтуд. Составитель был знаком с произведениями современной континентальной агиографии, о чём свидетельствуют пышные риторические приёмы, превращающие Житие в «агиографический роман» (термин Ипполита Делеэ), а также напряжённый психологизм повествования. Автор Жития последовательно «осовременивает» раннесредневековые реалии (например, в рассказе об учреждении Ильтудом капитула каноников). Епископскую кафедру, которую занимал св. Дубрикий, агиограф помещает в Лландафе, что также соответствует церковному устройству XII в., когда область Гламорган входила в епископство Лландаф. В описании посмертных чудес Ильтуда исследователи видят идею того, что Уэльс является общим домом для всех его жителей – валлийцев, англичан и нормандцев. Высказывая негативное отношение к независимым валлийским правителям, составитель Жития поддерживает англо-нормандскую аристократию, способную гарантировать порядок и стабильность в обществе. Таким образом, Житие Ильтуда, по мнению исследователей, является сложным литературным памятником, в котором предания о святом, в том числе заимствованные из ранней агиографии, смешаны с политическими устремлениями валлийского духовенства XII в. Согласно Житию, родителями Ильтуда были князь армориканских бриттов Бикан и его супруга Риангулид, дочь «короля Британии» Анблауда. Получив церковное образование, Ильтуд, тем не менее, предпочёл стать воином. Услышав о величии своего родича короля Артура, он отправился с женой Тринихид в Британию. После посещения Артура встретил Поулента (Poulentus), правителя Гламоргана, который предложил ему остаться при своём дворе и впоследствии назначил предводителем войска. Однажды Ильтуд с воинами охотился на землях, принадлежавших св. Кадоку. Воины без ведома предводителя потребовали от Кадока еды, однако были наказаны Богом. Став свидетелем чуда, Ильтуд поспешил к св. Кадоку, святой посоветовал ему оставить мир и стать клириком. Получив разрешение Поулента, Ильтуд покинул его в сопровождении жены и оруженосцев. Вскоре во сне ему явился ангел и повелел оставить жену и вести аскетическую жизнь. Осознав греховность мирской жизни, Ильтуд в ту же ночь прогнал жену и направился к св. Дубрикию, и тот наложил на него епитимию. В местности Ходнант Дубрикий указал Ильтуду место для церкви и кладбища. Через некоторое время вокруг Ильтуда собрались ученики, которых он наставлял «в знании семи искусств».

 



 
PR-CY.ru