ИЛЬТУД, Эльтут - Страница 2

В Житии св. Павла Аврелиана, составленном в 884 г. монахом Урмоноком из Ландевеннека (Бретань), сообщается, что Ильтуд, муж благородного происхождения, учёный и благочестивый, жил на острове Инис-Бир (англ. Калди), где собрал многочисленных учеников, среди которых были святые Давид, Самсон, Гильда и сам Павел. Однако далее указано, что Ильтуд с учениками жил в месте, «которое теперь называют Монастырь Ильтуда» («Iltuti Monasterium, валл. Llanilltud»). Агиограф описывает два чуда: спасение монастыря от затопления (Ильтуд посохом оградил землю от наступающего моря) и укрощение алчных морских птиц св. Павлом по повелению Ильтуда. Далее в Житии рассказывается о том, как Ильтуд утешал и ободрял Павла, который впоследствии покинул монастырь и удалился в пустыню. Влияние Жития св. Павла Аврелиана исследователи видят в Первом Житии св. Гильды, составленном во второй половине XI в. в монастыре Сен-Жильда-де-Рюис (Бретань). Там также рассказывается о многочисленных учениках Ильтуда, о чудесном спасении островного монастыря от затопления и об укрощении птиц (согласно Житию, эти чудеса были совершены Ильтудом по советам Гильды). Основываясь на приведённых в Житии св. Павла противоречивых сведениях, составитель Жития св. Гильды ошибочно отождествил место жительства Ильтуда (остров) с известной обителью Лланильтуд. В Уэльсе эти предания оставались неизвестными; например, во Втором Житии св. Гильды, написанном в первой половине XII в. Карадоком из Лланкарвана, нет упоминаний об Ильтуде. В Житии св. Бриока, составленном в XI в. в городе Анже (Франция) на основе бретонских источников, Ильтуд вместе со св. Патрикием упоминается как ученик св. Германа, епископа Паризийского (Парижского). В Житии св. Кадока, составленном во второй половине XI в. Ливрисом из Нанткарвана (Уэльс), рассказывается о том, как 50 воинов князя Поула Пенихена явились к св. Кадоку и потребовали пищи. Кадок был вынужден отдать мародёрам 20 хлебов, бочку пива и свинью. Когда расположившиеся на лугу воины приготовили еду, к ним прибыл один из их предводителей – Ильтуд. Не успел он сойти с коня, как земля разверзлась и поглотила воинов, но приготовленная еда осталась невредимой. Поражённый Ильтуд поспешил к св. Кадоку, пал перед святым на колени и попросил принять его в монастырь. Посланцы Кадока забрали еду и раздали её нищим. Позднее в Житии упоминается о том, что представители «общины Ильтуда» и сам святой выступали в качестве свидетелей различных договоров и земельных пожертвований в пользу монастыря св. Кадока. В сказании «О дивах Британии», которое содержится в рукописи конца XI в. из Британской библиотеки, приложенном к «Истории бриттов» Ненния (около 830 г.), сообщается о чудесном алтаре, висевшем в воздухе. Алтарь был утверждён Ильтудом над могилой некоего святого в местности Лойнгарт (как полагают исследователи, на месте современного селения Ойстермут близ города Суонси). Сохранились поздние валлийские генеалогии Ильтуда, в одной из которых сообщается, что в его монастыре подвизался св. Патрикий, покинувший обитель после её разорения ирландскими пиратами. Согласно генеалогиям, Ильтуд был братом св. Сатурнина, имя которого известно из надгробной надписи VI в., обнаруженной близ церкви в Ллансадурне (остров Англси). Разрозненные предания об Ильтуде, получившие отражения в бретонских и валлийских агиографических произведениях VIII–XI вв., не всегда согласуются между собой и не дают цельной картины жизненного пути святого.

 



 
PR-CY.ru