ИЛЬТУД, Эльтут - Страница 4

Однажды король Мерхион, охотившийся около церкви Ильтуда, преследовал оленя, который забежал в келью святого и лёг у его ног. Король был разгневан, что Ильтуд поселился на его земле без разрешения, но зашёл в келью отдохнуть. Когда уставший король уснул, ему явился ангел и запретил тревожить святого. Проснувшись, Мерхион уступил Ильтуду окрестные земли. Ильтуд организовал монастырское хозяйство и привлёк учеников, в том числе святых Самсона, Павлина, Гильду и Давида. Став аббатом нового монастыря, Ильтуд был рукоположён во пресвитера и назначил 50 каноников, распределив среди них пребенды. Далее в Житии рассказывается о чудесном избавлении монастыря от наступающего моря и о том, как св. Самсон запер в амбар птиц, разорявших монастырские поля. В обитель прибыли посланцы из Арморики, которые с разрешения Ильтуда пригласили Самсона занять епископскую кафедру Доль. Ильтуд и Самсон направились в Лландаф, где св. Дубрикий совершил рукоположение. После смерти Самсона его тело положили в саркофаг и опустили в море. Саркофаг пристал к берегу близ обители Ильтуда, где Самсона похоронили на монастырском кладбище. Далее в Житии описывается прибытие в обитель Тринихид, бывшей жены Ильтуда, ставшей монахиней, и отказ Ильтуда от встречи с ней. Ряд эпизодов посвящён конфликту Ильтуда с королём Мерхионом, который вынудил святого покинуть монастырь и укрыться в пещере. Впоследствии Мерхион и его коварный слуга были наказаны, однако Ильтуд не вернулся в монастырь. Желая вести отшельническую жизнь, он удалился в другую пещеру, где провёл три года, после чего отправился в паломничество к горе св. Михаила (Мон-Сен-Мишель, Франция). На обратном пути Ильтуд узнал, что в Арморике начался голод, и чудесным образом переправил туда зерно из монастырских амбаров. Благодарные соотечественники просили Ильтуда остаться с ними, однако святой вернулся в Британию. Лишь незадолго до смерти святой вновь посетил Арморику и умер в Доле. В Житии сообщается о двух посмертных чудесах Ильтуда. Одно из них связано с разорением области Гламорган и монастыря Ильтуда войском короля Эдгара I (959–975 гг.). Воины забрали колокол из монастыря, однако после видения король велел вернуть святыню. Второе чудо относится к эпохе завоевания Южного Уэльса англо-нормандцами (1070–1090 гг.). Согласно Житию, северные и южные валлийцы сообща подняли восстание против барона Роберта Фиц-Хамона и разорили завоёванную им область Гламорган. Только благодаря заступничеству Ильтуда мятежникам не удалось разграбить церковь Лланильтуд. По мнению исследователей, агиограф описывал события, связанные с валлийским восстанием 1094 г., которое привело к утрате англо-нормандцами всех владений в северном и центральном Уэльсе. Сокращённая редакция Жития Ильтуда, выполненная Иоанном из Тайнмута (середина XIV в.), была включена Дж. Капгрейвом (ум. в 1464 г.) в сборник «Новая легенда Англии». На тексте редакции основаны краткие Жития Ильтуда в бревиариях епископств Доль и Леон (Бретань), а также сказание Г.А. Лобино в сборнике «Жития святых Бретани» (1725 г.). В первой половине XVI в. Левис Морганнуг (Лливелин ап Рисиарт), уроженец селения Ллантуит-Мейджор, составил основанное на латинской житийной традиции краткое стихотворное Житие Ильтуда на валлийском языке. Почитание Ильтуда было распространено, в основном, в Южном Уэльсе и Бретани.

 



 
PR-CY.ru