ИАКОВ ПЕРСИЯНИН - Страница 5

Согласно Евергетидскому Типикону второй половины XI в., 27 ноября совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене; последование Иакову Персиянину состоит из канона второго гласа авторства Феофана, цикла стихир и седальна. В Мессинском Типиконе 1131 г. указан отпустительный тропарь Иакову Персиянину четвёртого гласа. В Типиконе Георгия Мтацминдели середины XI в. 27 ноября указан тот же, что и в Мессинском Типиконе, отпустительный тропарь Иакову Персиянину; на литургии назначаются те же чтения, что и 20 сентября. Память Иакова Персиянина отмечается в ранних редакциях Иерусалимского устава 27 ноября. В первопечатном греческом Типиконе (Венеция, 1545 г.) помимо тропаря Иакову Персиянину указывается кондак второго гласа, который обязательно присутствует во всех более поздних редакциях Иерусалимского устава. В первопечатном московском Типиконе (М., 1610 г.) 27 ноября вместе с памятью Иакова Персиянина отмечается праздник Знамения Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде. Предлагаются два варианта совершения службы в этот день. Шестеричная служба Иакову Персиянину в первом случае соединяется со службой Октоиха, во втором – с полиелейным последованием праздника Пресвятой Богородицы. Указывается иной отпустительный тропарь Иакову Персиянину четвёртого гласа. В московских Типиконах изданий 1633, 1634 и 1641 гг. исследователи отмечают изменения в богослужебных указаниях на 27 ноября. Например, в изданиях 1633 и 1634 гг. оставлены указания только о соединении служб Иакову Персиянину и праздника Пресвятой Богородицы, однако добавлены указания для совершения службы в том случае, если 27 ноября приходится на воскресный день. Начиная с исправленного издания московского Типикона 1682 г., 27 ноября «под числом» стала помещаться память Иакова Персиянина, отмеченная знаком, а «за числом» – память Знамения Пресвятой Богородицы в Новгороде, отмеченная знаком. Последование Иаковуа Персиянину, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительные тропари четвёртого гласа (только в славянских); кондак второго гласа; канон (указан уже в Евергетидском Типиконе), составленный гимнографом Феофаном (в славянской Минее автором канона назван Иосиф), второго гласа с акростихом «Персина Иакова песньми мученика пою. Феофан», ирмос; цикл стихир-подобнов; несколько самогласнов; седален; светилен (разные в греческой и славянской Минее). По рукописям исследователям известны песнопения Иакову Персиянину, не вошедшие в современные богослужебные книги: канон плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа с алфавитным акростихом, ирмос (начало: «Непорочного, отче, к добродетели»); дополнительные икосы. В византийском искусстве исследователям известны единоличные изображения Иакова Персиянина и сцена его мучения. Древнейшие примеры казни святого (рассечения) представлены на миниатюре в Минологии Василия II (976–1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Константинополь, третья четверть XI в.), на иконе-минологии конца XI в. (монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Ростовое изображение Иакова Персиянина с непокрытой головой, в плаще, скреплённом на плече фибулой, присутствует среди св. воинов на рельефе Арбавильского триптиха (середина XI в., Лувр).

 



 
PR-CY.ru