ИАКОВ ПЕРСИЯНИН - Страница 2

Однако исследователи отмечают, что эта датировка не согласуется с началом текста, где указан второй год правления этого шаханшаха. В трёх греческих редакциях сказано, что время кончины Иакова Персиянина относится к периоду правления императоров Гонория (395–423 гг.) и Феодосия II (408–450 гг.) и шаханшаха Вахрама V. Таким образом, из-за хронологических расхождений в источниках время кончины Иакова Персиянина исследователи датируют периодом между 420 и 423 гг. По подсчётам Теодора Нёльдеке, он был умерщвлён в 421 г. Существуют очевидные параллели между Мученичеством Иакова Персиянина и сирийскими сказаниями о мучениках Иакове Нотарии и Перозии. Среди учёных нет единого мнения относительно характера зависимостей внутри этой группы текстов. Согласно Синаксарю Константинопольской церкви (конец X в.), память Иакова Персиянина праздновалась в его мартириях в кварталах Рустикия и Далмата (по сведениям Раймона Жанена, на месте мартирия в настоящее время находится мечеть Хекимоглу Али-паши). Кроме того, по сообщению Антония Новгородца (1200 г.), в Константинополе находился женский монастырь Иакова Персиянина (современный район Азапкапы). Восточно-сирийский писатель XIII в. Георгий Варда посвятил Иакову Персиянину гимн. К этому же времени исследователи относят латинское переложение Мученичества Иакова Персиянина в сборнике «Золотая легенда» Иакова из Варацце. Исследователям известно Похвальное слово в честь великомученика, составленное на греческом языке Иоанном Евгеником (XV в.). Помимо традиционной даты памяти 27 ноября в восточных церквах встречаются другие дни памяти Иакова Персиянина: 25, 30 ноября, 27 января, 17 мая – в календарях Сирийской яковитской церкви; 24 ноября (16 тре) – в армянском Синаксаре Тер-Исраэла; 23 ноября (27 хатора) – в коптском Александрийском Синаксаре, под традиционной датой (1 кихака) помещено сказание о перенесении мощей; 12 ноября – в Грузинской церкви. В коптской бохайрской версии Мученичества и её арабском сокращении в Александрийском Синаксаре приводится легендарное, содержащее ряд анахронизмов сказание о перенесении мощей великомученика на Ближний Восток: во время правления императоров Гонория и Аркадия (395–408 гг.) в честь Иакова Персиянина были построены церковь и монастырь в Персии. Шаханшах, узнав о почитании христианских мучеников в своём царстве, приказал сжечь их мощи. Тогда христиане перенесли останки Иакова Персиянина в Иерусалим и отдали Эдесскому епископу Петру, у которого они хранились до прихода к власти императора Маркиана (450–457 гг.). Затем епископ Пётр перенёс мощи в Египет, в Пемдже (ныне Эль-Бахнаса). Собираясь вернуться в Палестину, он хотел взять с собой мощи Иакова Персиянина, но, как отмечено в сказании, святой воспрепятствовал этому. Западные исследователи предположили, что мощи Иакова Персиянина были перенесены в Иерусалим и отданы Петру Иверу, который поместил их в монастыре, который находился недалеко от башни Давида, а затем перенёс в Египет. Частицы мощей Иакова Персиянина широко распространены на христианском Востоке. В записках неизвестного армянского путешественника упоминается о мощах Иакова Персиянина в монастыре св. Стефана в Манганах в Константинополе.

 



 
PR-CY.ru