ИАКОВ ПЕРСИЯНИН - Страница 7

Фигура святого была представлена среди св. воинов-мучеников, располагавшихся в нижних зонах росписи кафоликонов ряда монастырей: лавры св. Афанасия на Афоне (1535 г.); св. Варвары Русану (1546 г.), св. Варлаама (1548 г., мастер Франгос Кателанос) и Преображения (1552 г., мастер Джорджи) в Метеорах; Дионисиат и Григориат на Афоне (1768–1779; 1546–1547 гг., мастер Зорзис Критянин); Филантропинон на острове озера Памвотида (Янина; 1531/1532, 1542 гг.); Сучевица в Румынии (1580 гг.); Пива в Черногории (1604–1606 гг.), а также в церквах великомученика Георгия в селе Воронец в Румынии (1547–1550 гг.), Успения Пресвятой Богородицы в Каламбаке в Греции (1573 г.), в парекклисионе св. Архангелов собора монастыря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе) в Греции (1634 г.) и др. В поствизантийской живописи бытуют разные варианты изображений костюма, головной убор Иакова Персиянина часто напоминает экзотический шлем с украшениями. Почитание Иакова Персиянина было распространено и в Древней Руси. Одно из первых его изображений исследователи встречают в соборе Святой Софии Киевской (1040 гг.), о чём свидетельствует сохранившееся граффити. Иаков Персиянин изображён молодым, с едва проступившей бородой, в хитоне и гиматии с тавлионом. Сохранилось его полуфигурное изображение в церкви великомученика Георгия в Старой Ладоге (около 1167 г.) на южной стене под хорами в составе композиции «Страшный Суд». Исследователи объясняют появление этого изображения тем, что страдания Иакова Персиянина воспринимались как исполнение пророчества Иисуса Христа о разделении праведников и грешников и как указание на связь образа Иакова Персиянина с темой Второго пришествия. Головной убор Иакова Персиянина напоминает исследователям небольшую шапочку ветхозаветных пророков, плащ богато украшен жемчугом, в правой руке крест. Особым почитанием Иаков Персиянин пользовался в Великом Новгороде, где на день его памяти было установлено празднование иконе Божьей Матери «Знамение». По мнению Энгелины Сергеевны Смирновой, празднование иконе было установлено в честь неизвестного события, которое произошло в день памяти Иакова Персиянина и пришлось на первые десятилетия после появления образа в Великом Новгороде, т.е. до 1169/1170 г., когда на город были посланы войска великого князя Андрея Боголюбского. Именно с этим неизвестным событием исследователи связывают изображение на полях чтимой иконы ростовой фигуры Иакова Персиянина, святых Георгия, Петра Афонского и Онуфрия (Макария Египетского?). Согласно другой версии, святой был небесным покровителем посадника Якуна, принявшего активное участие в событиях 1169/1170 г. Третья версия связана с поминовением погибших в сражении с войском Андрея Боголюбского в кладбищенской церкви великомученика Иакова Перского в Людине конце, где разворачивалось сражение («Пречистому образу Твоему поклоняемся…» – Образ Богоматери в произведениях из собрания музея / Государственный русский музей. СПб., 1995 г.). Впоследствии в Знаменской церкви на Ильине улице в Великом Новгороде, где хранилась чудотворная икона, был устроен придел Иакова Персиянина. Совпадение дней празднования Иакову Персиянину и иконе Божьей Матери «Знамение» повлияло на иконографию списков чудотворного образа.

 



 
PR-CY.ru