ИНТЕГРИЗМ - Страница 2

В 1832 г. в энциклике «Mirari vos» папа Римский Григорий XVI подверг резкой критике и осуждению сформулированные французским пресвитером Фелисите Робером де Ламенне положения об отделении церкви от государства, о свободе совести, печати и обучения, ставшие идейной основой для либерального католицизма. С осуждением Ф.Р. де Ламенне и его уходом из католической церкви позиции либерального католицизма за примирение католической церкви с современным обществом отстаивали пресвитер Жан-Батист Анри Лакордер и граф Шарль Форб де Монталамбер. В августе 1863 г., во время Международного католического конгресса в Мехелене (Малине, Бельгия), Ш.Ф. де Монталамбер выдвинул тезис о необходимости изменения католической церкви в соответствии с принципами Французской революции 1789 г., чтобы церковь могла существовать и действовать в условиях нового, демократического общества («свободная Церковь в свободном государстве»). Выступление Ш.Ф. де Монталамбера вызвало дискуссии и резкую конфронтацию между либеральными католиками и сторонниками ультрамонтанства (в том числе епископом Луи Эдуаром Пи и издателем газеты «L'Univers» Луи Вейо), во многом повлияв на выпуск папой Римским Пием IX энциклики «Quanta cura» (1864 г.). В энциклике и сопровождавшем её приложении «Syllabus errorum» к числу «главнейших заблуждений нашего времени» были отнесены философско-богословские (пантеизм, натурализм, рационализм, религиозный индифферентизм, либеральный католицизм) и социально-политические (социализм, коммунизм, масонство, либерализм, принципы свободы совести и отделения церкви от государства) системы и взгляды, папа объявил их противоречащими вероучению католической церкви. Кроме того, Пий IX осудил тезис, что «Римский первосвященник может и должен примириться и вступить в соглашение с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией». По сути, «Syllabus errorum», отражавший весь «охранительный» курс понтификата Пия IX, был теоретическим оформлением положений католического интегризма ещё до возникновения интегристских течений и групп. С осуждением Папским престолом идей либерального католицизма в ряде западноевропейских стран усилилась идейная борьба между либеральными католиками и сторонниками ультрамонтанства и клерикализма. Один из ключевых вопросов этого разделения также касался политической сферы – возможности признания католиками республиканской формы правления и их гражданского участия в политической жизни государства, индифферентного по отношению к церкви и построенного на принципах демократии. Противостоянию между католиками во Франции способствовали антиклерикальные законы и антицерковные меры, которые принимало либеральное республиканское правительство Третьей республики. Как правило, противники либерального католицизма разделяли монархические и легитимистские убеждения, обосновывая их папскими документами, в том числе энцикликами «Mirari vos», «Quanta cura» и приложением «Syllabus errorum», где осуждались многие принципы демократического устройства государства. С начала 1870 гг. католики, не желавшие идти на компромисс с республиканской властью и противостоявшие идеям либерального католицизма, получили наименование «непримиримые католики» (франц. «catholiques intransigeants»). Их позиции впоследствии слились с идеями католического интегризма. В Испании консервативное (антилиберальное) католическое движение получило развитие в 1830 гг., в период борьбы за испанский престол дона Карлоса Старшего против королевы Изабеллы II (первая Карлистская война, 1833–1840 гг.).

 



 
PR-CY.ru