ИНТЕГРИЗМ - Страница 5

Помимо этого с одобрения Пия Х в 1909 г. У. Бениньи основал полусекретную организацию «Sodalitium Pianum» («Общество св. Пия V», другое название – «La Sapinière»), в программе которой было записано: «Мы являемся римскими католиками-интегристами (catholiques romain intégraux). Это слово обозначает, что римский католик-интегрист принимает целостно вероучение, дисциплину и указания Святого Престола… относительно индивидуума и общества». По мысли У. Бениньи и других авторов программы, понятие «католик-интегрист» должно было использоваться в качестве противопоставления понятиям «либеральный католик», «католик-социалист» или «католик-модернист». Подобным образом формулировались идейные цели близких к «La Sapinière» клириков и изданий во Франции и в Италии, выраженные во французском журнале ассумпционистов «La Vigie»: «Мы являемся римскими католиками-интегристами, т.е. мы ставим выше всего традиционное учение Церкви, а также указания папы, касающиеся практических условий порядка». Существуют различные мнения о формах деятельности этого общества: некоторые приписывают ему лишь функцию по сбору и обобщению информации о проникновении модернистских взглядов в католические издания; другие считают это общество основным органом по борьбе с модернизмом, по указанию которого церковной властью принимались ограничительные и запретительные меры в отношении заподозренных в модернизме клириков. Прямое подчинение папе Римскому, секретность деятельности и чрезвычайно широкие полномочия, предоставленные папой Пием Х, позволяли обществу «Sodalitium Pianum» наблюдать не только за католическими теологами и пресвитерами, но и за епископами и кардиналами. После смерти Пия Х папа Римский Бенедикт XV под давлением некоторых кардиналов, требовавших положить конец тотальному контролю за католическим духовенством, фактически распустил «Sodalitium Pianum» (формально организация прекратила существование в 1921 г.). В энциклике «Ad beatissimi Apostolorum» (1 ноября 1914 г.) папа подтвердил осуждение модернизма, но одновременно призвал католиков к единству и, не упоминая прямо об интегристах или о либеральных католиках, подчеркнул, что необходимо воздерживаться от использования «наименований, которые с недавнего времени вошли в употребление для отличия одних католиков от других». Часть католиков-интегристов продолжила деятельность в рамках крайне правой политической партии Шарля Морраса «Action Française», провозгласившей доктрину «интегрального национализма» (осуждена папой Римским Пием XI в 1927 г., осуждение снято папой Римским Пием XII в 1939 г.). В 1950 гг. антимодернистская позиция интегристов стала отождествляться с борьбой папы Римского Пия XII против «неомодернизма», или «новой теологии», которая была осуждена им в энциклике «Humani generis» (1950 г.). На втором Ватиканском соборе интегристами часто называли группы консерваторов, выступавших против курса на «aggiornamento» – обновление Римско-католической церкви в соответствии с нуждами современного общества. С конца 1960 гг. под католическим интегризмом часто подразумевают как движения противников соборных реформ (см. в ст. Традицоинализм), так и католические структуры, занимающие активную клерикальную позицию в общественно-политической деятельности (например, прелатура «Opus Dei» и движение «Comunione e Liberazione».



 
PR-CY.ru