ИНТЕГРИЗМ - Страница 4

Отказ Р. Носедаля подчиниться требованию главы карлистов дона Карлоса Младшего прекратить внутрипартийные дискуссии по церковным вопросам привёл его в 1888 г. к разрыву с карлистами и к образованию собственной Католической национальной партии (Partido Católico Nacional). Понятие «интегризм», впервые использовавшееся Р. Носедалем в неофициальном названии этой партии (Partido Integrista), понималось им как указание на её главную цель – защиту и сохранение «чистой и целой» («pura e íntegra») католической веры. Р. Носедаль сформулировал и соединил основные идейные принципы католического интегризма – полное подчинение всех сторон общественно-политической жизни католической церкви, «поскольку политика подчинена религии, как тело подчинено душе», с радикальным антилиберализмом. «Либерализм – это грех, но его природа хуже, чем грех грабежа, убийства или прелюбодеяния», поэтому распространение либеральных идей в католической церкви представляло, с точки зрения Р. Носедаля, ещё большую опасность, чем светский антиклерикальный либерализм. Помимо целостности веры понятие «интегризм», по мнению Р. Носедаля, должно было указывать на единство испанских католиков в борьбе за установление формы правления, не только соответствовавшей христианским традициям Испании (абсолютной монархии), но и делавшей католицизм основой жизни испанского общества – «правлением Иисуса Христа в законах и обычаях, в общественных и частных учреждениях, в образовании». Партия интегристов нашла поддержку у многих католических клириков и мирян в Испании, но вступила в открытые конфликты с большинством испанских епископов. В 1890 г. на католическом конгрессе в Сарагосе испанские епископы формально ограничили деятельность интегристов, запретив им без разрешения церковных властей обвинять кого-либо в либерализме на основании тех или иных политических взглядов. В 1906 г. папа Римский Пий X в послании «Inter catholicos Hispaniae» к Толедскому архиепископу кардиналу Сириако Марии Санча Эрвасу одобрил участие испанских католиков в политической жизни, в том числе в парламентских выборах, что привело к почти полному распаду партии интегристов, остатки которой в 1931 г. объединились с карлистской партией в Общество традиционалистов (в 1937 г. по указу Франсиско Франко введено в состав Испанской фаланги). Деятельность партии Р. Носедаля и проповедовавшиеся им принципы повлияли на дальнейшее распространение понятия «интегризм» в Западной Европе. Согласно словарю «Le Petit Robert» (издание 1981 г.), слово «интегризм» вошло во французский язык в 1894 г. как обозначение «членов испанской партии, которые стремятся подчинить государство Церкви»; при этом оно приобрело во французском языке пейоративный оттенок и стало использоваться по отношению к «непримиримым католикам» в негативном значении. Одно из принципиальных проявлений интегризма в истории католической церкви связано с так называемым модернистским кризисом, т.е. с борьбой против модернизма в католических теологии и экзегетике, начавшейся в 1907 г., после издания Конгрегацией Sanctum officium декрета «Lamentabili» и папой Пием Х энциклики «Pascendi Dominici gregis». Выполнение поручения папы по сбору информации о проявлениях модернизма среди духовенства, в семинариях и религиозных изданиях взяло на себя пресс-агентство «Correspondenza di Roma» (с 1909 г. – «Correspondance de Rome»), основанное в мае того же года секретарём Конгрегации чрезвычайных церковных дел итальянского пресвитера Умберто Бениньи. В одноимённом издании пресс-агентства публиковались обличительные статьи против идей модернизма, а также против клириков и церковных учёных, обвинённых в склонности к модернистским взглядам.

 



 
PR-CY.ru