ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА - Страница 8

Фрески парекклисиона Святой Троицы по сравнению с остальными работами этой артели отличаются большей утончённостью и изяществом. К сожалению, ни одна из этих росписей не сохранилась как комплекс. Ниже монастыря, на кладбище, находятся два примыкающих друг к другу парекклисиона: парекклисионы Спасителя и Пресвятой Богородицы «Афендрики». Судя по свидетельству де Брёйна, уже в XVII в. они были в полуразрушенном состоянии. Северный парекклисион Пресвятой Богородицы «Афендрики» исследователи идентифицируют с упомянутой в Типиконе монастыря Иоанна Златоуста близ Куцовендиса часовней Пресвятой Богородицы на кладбище. Он принадлежит к тому же архитектурному типу, что и парекклисион Святой Троицы. Внутреннее пространство с помощью лопаток и арочных ниш у боковых стен расчленено на три компартимента. Центральная часть, по мнению исследователей, была увенчана куполом. Западный фасад завершается щипцом, над порталом сделана плоская ниша с арочным завершением. Постройка возведена из грубо отёсанного камня с применением кирпича. Имеются фрагменты росписей конца XII – начала XIII вв. в очень плохом состоянии. В юго-западной нише изображён великомученик Георгий на коне, в кольчуге и с копьём; за ним сидит юноша с кувшином, чашей и полотенцем, перекинутым через руку (об этом чуде см. в ст. Георгий, великомученик, раздел «Чудеса», подраздел «Чудеса об избавлении отрока из плена»). Подобные изображения великомученика Георгия с юношей нередко встречаются в кипрских росписях в более позднее время. Судя по стрельчатым формам арок и по стилю фресок, парекклисион исследователи относят к концу XII в. Южный, меньший по размеру парекклисион посвящён Спасителю. По мнению исследователей, его следует идентифицировать с упомянутой в Типиконе монастыря Иоанна Златоуста близ Куцовендиса часовней праведного Лазаря. Парекклисион построен из необработанного местного известняка, песчаника и кирпича. Возведённый, по мнению исследователей, скорее всего, одновременно с парекклисионом Святой Троицы, он аналогичен ему по структуре: однонефный, с арочными нишами у боковых стен; по мнению исследователей, над центральной частью был купол. С западной стороны пристроен небольшой нартекс. Сохранились фрагменты росписи, расположение и иконография которых соответствуют назначению храма как погребальной часовни. На северной стене находятся фрагменты композиций «Распятие», «Снятие с креста» и «Сошествие во ад», в арочной нише – полностью сохранившаяся композиция «Положение во гроб». По иконографии и эмоциональной выразительности она напоминает исследователям знаменитое «Оплакивание» из Нерези (1164 г.). В виме – хорошо сохранившееся погрудное изображение Симеона Столпника. Эти фрески по трактовке фигур и одеяний, типам лиц, технике письма, начертаниям букв в надписях аналогичны росписям парекклисиона Святой Троицы. По мнению исследователей, парекклисион Спасителя был расписан той же артелью. Помимо двух кладбищенских парекклисионов недалеко от монастыря Иоанна Златоуста близ Куцовендиса находятся часовня св. Иоанна Предтечи (по мнению исследователей, здесь располагался упоминаемый в источниках маронитский монастырь) и часовня великомученика Георгия, в которой сохранились изображения святых в медальонах, по мнению исследователей, одновременные росписям парекклисиона Святой Троицы.



 
PR-CY.ru