ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА - Страница 6

Ниже располагались фигуры служащих святителей. До настоящего времени сохранились две крайние фигуры безымянных святителей (святитель, изображённый с северной стороны апсиды, идентифицируется некоторыми искусствоведами как Василий Великий; святитель с южной стороны – как Григорий Богослов). Они изображены склонёнными в сторону алтаря, облачены в простые фелони с омофорами и держат в руках свитки с текстами литургии Василия Великого (святитель с северной стороны) и Иоанна Златоуста (святитель с южной стороны). По мнению исследователей, изначально святителей было не меньше восьми. Это – одно из первых изображений «Службы св. отцов» в византийском искусстве – композиции, получившей широкое распространение в XII в. В виме над фигурами святителей размещались также погрудные изображения святых в рамах, сохранившиеся фрагментарно. В своде вимы было помещено «Вознесение Господне». Нижний ярус алтарной части украшали росписи, имитирующие мраморную облицовку. На западных гранях восточных подкупольных столбов росписи располагались в три регистра. В верхнем было традиционное изображение «Благовещения» (частично сохранилась фигура архангела Гавриила на северо-восточном столбе), в среднем – изображения с прямоугольными обрамлениями, которые впоследствии были сбиты, заштукатурены и закрыты большими иконами, ниже – стихотворные посвятительные надписи Евмафия Филокала, также заштукатуренные. Судя по фрагментам, на южном столбе в среднем регистре было, по мнению исследователей, изображение человека в коричневой обуви (по мнению исследователей, ктитора). В центральной части парекклисиона, на южной стене в нижнем регистре, помещалась сцена «Сошествие во ад». От неё сохранились фигуры стоящих слева пророков Соломона, Давида и Иоанна Предтечи, летящих над ними ангелов, а также фигура Спасителя (частично). В софите подпружной арки было семь медальонов с погрудными изображениями святых на красном и зелёном фонах; из них хорошо сохранился один (по мнению исследователей, мученик Викентий). На северной стене росписи располагались в три регистра. В люнете было «Предательство Иуды» (справа – хорошо сохранившаяся фигура неизвестного пророка), в среднем регистре, по мнению исследователей, «Суд Пилата» и «Несение креста», в нижнем регистре справа от двери, напротив «Сошествия во ад» на южной стене, – огромное «Распятие» (сохранились фрагменты фигур скорбящих ангелов и апостола Иоанна Богослова с надписью). В софите арки – семь медальонов с погрудными изображениями неизвестных святых. В софите арки над северной дверью – медальоны с погрудными изображениями трёх отроков (хорошо сохранилось изображение св. Мисаила). Росписи западных подкупольных столбов также располагаются в три регистра. В верхних регистрах – фигуры пророков со свитками, обращённые к востоку, в средних – фронтальные фигуры преподобных, в нижних – имитация мраморной облицовки. Особо исследователи отмечают хорошо сохранившиеся изображения пророка Иезекииля с пророчеством о Воскресении (на восточной грани юго-западного столба) и пророка Моисея с пророчеством о Распятии (на восточной грани северо-западного столба).

 



 
PR-CY.ru