ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА - Страница 7

В западном компартименте также сохранились фрагменты сцен и отдельные изображения святых. В своде – остатки восьми композиций. На южном склоне в верхнем регистре было «Рождество Христово», в нижнем – «Рождество Богородицы» и «Введение». На северном склоне в верхнем регистре помещался «Вход Господень в Иерусалим», в нижнем – «Успение» (сохранилась группа скорбящих апостолов у ног Пресвятой Богородицы). Росписи западной стены размещались в три регистра: одна композиция в люнете, две – в средней части и отдельно стоящие фигуры – по сторонам двери в нижней зоне. От них почти ничего не сохранилось. Ниши на северной и южной стенах целиком заняты изображениями святых. В софитах арок – по пять мучеников в медальонах (идентифицируются с южной стороны великомученики Димитрий, Георгий, Прокопий и мученик Евсигний; с северной стороны – великомученик Иаков Персянин, далее предположительно святые Феодор Тирон, Арсений или Никита, Феодор Стратилат), в люнетах ниш – погрудные изображения преподобных (с южной стороны – преподобные Павел Препростый, Онуфрий, Феодосий из Скопела; с северной стороны – преподобные Ксенофонт, Аркадий и Иоанн), под ними – фигуры преподобных в рост (с южной стороны – преподобные Мелетий, Епифаний, Андроник, Лука Элладский (Стириот); с северной стороны как преподобные изображены святители Григорий Акрагантский и Григорий Чудотворец; на откосах окна – святитель Григорий Омиритский и преподобный Григорий Акритский). Изображения преподобных имеются также на откосах обеих арок. Незначительные фрагменты росписей обнаружены в нартексе. При исследовании техники живописи помимо широко распространённых минеральных пигментов было выявлено использование дорогостоящих материалов: ультрамарина в фонах и одеждах, позолоты в нимбах и некоторых деталях. Росписи парекклисиона Святой Троицы принадлежат к числу лучших произведений раннекомниновской монументальной живописи. Работавшие здесь мастера, по мнению исследователей, ориентировались на столичные образцы. По стилю живописи к фрескам парекклисиона Святой Троицы наиболее близки мозаики киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря. В основу стиля обоих ансамблей положены обновлённые классические принципы. Пропорции фигур слегка удлиняются, движения делаются несколько более порывистыми, в рисунке появляются напряжённые, утрированные линии, в драпировках заметна стилизация, в ликах часто проявляется эмоциональность, иногда напряжённость и острота. Все эти элементы получат дальнейшее развитие в искусстве XII в. В росписях парекклисиона эти черты особенно заметны в фигурах пророков Иезекииля и Моисея, а также в образах апостолов из «Успения». Мастера, работавшие в монастыре Иоанна Златоуста близ Куцовендиса, принесли на Кипр новый стиль, упрощённые версии которого представлены в целом ряде росписей раннего XII в.: Асину Панагии церкви (1105/1106 г.), церкви Пресвятой Богородицы в Трикомо, соборе Николая Чудотворца «тис Стегис» монастыря, соборе Амасгу Богородицы женского монастыря, церкви праведных Иоакима и Анны в Калиане. По мнению исследователей, в создании этих росписей принимали участие мастера из той же артели. Д. Уинфилд предположил, что церковь Асину и церковь в Трикомо расписал ученик мастеров из монастыря Иоанна Златоуста близ Куцовендиса (и, следовательно, парекклисион Святой Троицы расписан раньше церкви Асину (1105/1106 г.), т.е. в первый период наместничества Евмафия Филокала).

 



 
PR-CY.ru