ИСИДА - Страница 3

Кроме того, она иногда отождествлялась с уреем и могла выступать в качестве Ока Ра. Исида и Нефтида могли отождествляться с двумя перьями короны. Первые упоминания Исиды восходят к Раннему царству (первая – вторая династии, XXXI–XXVIII вв. до н.э.): имя Исиды упоминалось в составе личного имени «Сын Исиды». В эпоху Старого царства (третья – восьмая династии, XXVIII – начало XXII вв. до н.э.) её имя около 70 раз встречается в Текстах пирамид, но от этого периода не сохранилось ни одного изображения богини. Местом её рождения Тексты пирамид называют город Нечеру в 12-м нижнеегипетском номе (не найден), со времён Среднего царства (11–12-я династии, конец XXI – начало XVII вв. до н.э.) он становится её культовым центром. Единственное документированное свидетельство культа Исиды в эпоху Старого царства (жреческий титул «жрец Исиды и Хатхор») зафиксировано в Кусах при шестой династии (2433–2245 гг. до н.э.). В эпоху Среднего царства значение Исиды растёт: так, в 148-м заклинании Текстов саркофагов она характеризуется как «действенная и значимая более, чем (прочие) боги», у неё появляется эпитет «Владычица неба». Рост почитания Исиды по всему Египту наблюдался в период Рамессидов (19–20-я династии, 1306 – около 1075 гг. до н.э.): это время строительства и расширения многих храмов и святилищ, учреждения новых культов Исиды. Популярность Исиды возрастает в I тыс. до н.э.: увеличивается число личных имён, которые давались в честь Исиды, изображений Исиды с младенцем Гором у груди, упоминаний Исиды в магических текстах. В магических ритуалах использовались статуэтки Исиды, которые сохранились в большом количестве. Первое скульптурное изображение Исиды, кормящей грудью младенца Гора, дошло от эпохи Среднего царства (бронзовая статуэтка Berlin 14078). В Поздний период подобные скульптурные изображения Исиды приобрели большое распространение. Чаще всего Исида изображалась в образе женщины со знаком трона на голове. В антропоморфном облике она выступала как супруга Осириса и мать Гора, но в ряде прочих функций приобретала зооморфные черты: в качестве плакальщиц Исида и её сестра Нефтида часто изображались в виде птиц (с криком которых ассоциировались ритуальные причитания по умершему), известно также отождествление Исиды со змеёй, а в позднее время её иногда изображали в виде скорпиона (в связи с её ролью в магических текстах, уберегающих от ядовитых укусов), самки бегемота и даже дерева. Атрибутами Исиды были скипетр-уас, а также папирусовидный скипетр и знак жизни «анх». Со времён Нового царства (1539–1077 гг. до н.э.) Исиду изображали с рогами коровы, между которыми вписан солнечный диск – этот головной убор был заимствован у богини неба, супруги Гора Хатхор. От неё же к Исиде перешёл древнеегипетский музыкальный инструмент систр, который в эпоху эллинизма стал популярным атрибутом Исиды во всём Средиземноморье. Богатый изобразительный материал для изучения иконографии Исиды содержится в святилище Исиды в храме Сети I (1304–1290 гг. до н.э.) в Абидосе, где богиня представлена в различных головных уборах и одеяниях. Сохранились остатки нескольких храмов Исиды фараоновского и птолемеевского времени.

 



 
PR-CY.ru