ИСИДА - Страница 5

В ряде греческих городов рабы при освобождении посвящались Исиде и Серапису. Роль Исиды как покровительницы вольноотпущенников засвидетельствована и в римское время.  Однако функции, которыми Исида наделялась в египетских представлениях о загробной жизни, не нашли отражения в греческой традиции. В птолемеевский период в Исиде сливаются образы египетской (Рененутеты) и греческой (Деметры) покровительниц плодородия. Исида также сближается с Афродитой – покровительницей женского начала, с Тюхе – богиней судьбы, с Немесидой, Артемидой и Гекатой. В гимнах Исиде многие греческие и восточные женские божества объявляются эпиклезами Исиды. В Оксиринхском папирусе №1340 перечисление имён и свойств, которыми наделялась Исида в Египте и за его пределами, занимает 119 строк. Исключительное положение Исиды среди других божеств подчёркивалось эпитетом «единственная», а ассимиляция других богинь – эпитетами «многоименная» и «неисчислимая именами». В позднеантичной традиции миф об Исиде и Осирисе неоднократно подвергался реинтерпретации. В некоторых версиях Исида отправляется на поиск своего сына Гарпократа, а не Осириса. Культ Исиды быстро проник и в западную часть эллинистического мира, он установился на Сицилии, Сардинии и в Италии. В конце II в. до н.э. в Помпеях построили храм Исиды. В первой четверти I в. до н.э. культ Исиды был уже развит в портовых городах (Путеолы, Помпеи и Остия), в Риме же существовала коллегия жрецов-пастофоров, почитавших египетских богов. Развитию египетских культов в Риме способствовали связи с Делосом. В 43 г. до н.э. Второй Триумвират одобрил строительство храма Исиды в Риме, но в 28 и 21 гг. до н.э. император Октавиан Август пытался запретить в Риме её культ, в 19 г. н.э. император Тиберий распорядился изгнать из Рима иудеев и почитателей Исиды. Конец гонениям положило объявление культа Исиды государственным (лат. sacrum publicum) в конце правления Калигулы или в начале правления Клавдия. Одной из форм отправления культа Исиды были мистерии, восходящие, по мнению некоторых современных исследователей, скорее, к греческой, нежели к египетской культовой традиции. Античные авторы сравнивают мистерии Исиды с дионисийскими и элевсинскими таинствами. По сообщениям римских авторов, таинства Исиды имели эротический характер. Сведения о культе Исиды в Риме, о подготовительных и завершающих ритуалах мистерий Исиды приводятся Апулеем в книге 11 «Метаморфоз». Согласно Апулею, Исида отождествлялась с пессинунтской матерью богов, Минервой, Венерой, Дианой, Прозерпиной, Цецерой, Беллоной, Гекатой и Немесидой. Культ Исиды был распространён по всей Римской империи, многочисленные свидетельства почитания Исиды дошли из Италии и большинства римских провинций. Существует точка зрения, что культ Исиды распространялся в провинциях, в основном, благодаря римским легионерам и купцам. Миф об Исиде и Осирисе нашёл отражение и в греческой герметической литературе. Влияние эллинизированного культа Исиды исследователи видят в гностических текстах.



 
PR-CY.ru