ИЛАРИОН МОГЛЕНСКИЙ - Страница 3

Главное место в Житии занимает полемика с еретиками – армянами и богумилами, которую автор составил при помощи обширных цитат из глав 23–27 трактата Евфимия Зигабена «Догматическое всеоружие православной веры» («Догматики паноплиа»). Памятник достаточно широко представлен в южнославянской, славяно-молдавской и русской рукописных традициях конца XIV – XVII в. Исследователи полагают, что древнейший список Жития находится в так называемом «Зографском сборнике» 1380 гг., который, по мнению Й. Иванова, принадлежит самому автору либо его ближайшим сотрудникам. Другой из древнейших списков текста (который является отрывком из сборника и, как полагают исследователи, привезён Владимиром Васильевичем Качановским в 1883 из Болгарии) хранится в Институте рукописей Научной библиотеки Украины в Киеве и датируется 1370и гг. Как полемическое сочинение Житие Илариона Могленского включено в «Загребский сборник» Владислава Грамматика (1469 г.). На Руси имя Илариона Могленского получило известность в конце XIV – начале XV в., в эпоху «второго южнославянского влияния». В болгарской исследовательской литературе заслугу в распространении почитания южнославянских святых, и в частности Илариона Могленского, принято приписывать Киевскому митрополиту Киприану, однако его роль исследователи не склонны преувеличивать. В месяцеслове Псалтири с восследованием, принадлежавшей святителю Киприану, содержались песнопения в честь Илариона Могленского, а в Стишном прологе – повесть о перенесении мощей Илариона Могленского. Однако никаких попыток установления на Руси почитания Могленского епископа Киевский митрополит не предпринимал: до рубежа XV–XVI вв. на Руси лишь переписывали повесть в составе Стишного пролога (отдельные списки раньше этого времени исследователям неизвестны), а также тропарь и кондак в месяцесловах Уставов и Псалтирей с восследованием. Мнение о том, что по инициативе митрополита Киприана в Кормчие книги стали включаться отрывки из Жития Илариона Могленского, исследователи считают ошибочным, т.к. содержащаяся в них обличительная статья «Об арменах» имеет другое происхождение и, напротив, может рассматриваться в качестве возможного источника Жития. Пространное Житие Илариона Могленского, написанное патриархом Евфимием, получило известность в Московской Руси (на Украине и в Белоруссии оно не было известно) не раньше конца XV в. и, по мнению исследователей, через Афон.

 



 
PR-CY.ru