ИЛАРИОН МОГЛЕНСКИЙ - Страница 2

Однако по неустановленным причинам почитание Илариона Могленского в Болгарии, как полагают исследователи, имело ряд отличий от почитания других болгарских святых, мощи которых с XIII в. находились в Тырнове – преподобного Иоанна Рильского, преподобной Параскевы (Петки) и преподобной Филофеи Тырновских. Позднейшие данные о местонахождении мощей довольно противоречивы. По сведениям Виктора Ивановича Григоровича, который ссылался на рассказы очевидцев, около 1845 г. мощи Илариона Могленского находились в гробнице в той же церкви, обращённой в мечеть. По другим сведениям, мощи Илариона Могленского во время турецкого завоевания были спрятаны, а в XIX в. перенесены в Константинополь. Однако анонимная византийская хроника №72а сообщает, что после завоевания Тырнова (1393 г.) турецкий султан Баязид I (1389–1402 гг.) «нашёл тело святого Илариона Чудотворца епископа Моглена и подарил его господарю Константину, который сидел в Жиглово и отнёс его в святой монастырь Таксиарха в Сарандапор (см. Осоговский монастырь)». В настоящее время местонахождение мощей исследователям неизвестно. Византийские Жития Илариона Могленского исследователям неизвестны. Мнение о том, что первоначальное Житие было написано вскоре после кончины святителя его учеником игуменом Петром, не находит подтверждения в источниках. В болгарской средневековой житийной литературе Илариону Могленскому посвящены краткая проложная повесть о перенесении мощей и пространное Житие. Повесть была составлена, как полагают исследователи, во второй четверти XIII в. в связи с перенесением мощей святителя в Тырново. Она сохранилась в многочисленных списках болгарского, сербского и русского происхождения. Особое место в рукописной традиции памятника занимает более пространная, хотя и не содержащая дополнительных исторических сведений версия, изданная Любеном Сточевым Каравеловым по неизвестному ныне списку Пролога. Публикатор считал её первичной, однако датировка рукописи (XIII в.) и точность воспроизведения текста вызывают у исследователей сомнения. Пространное Житие было составлено в последней четверти XIV в. Тырновским патриархом Евфимием. Биографическая канва повествования достаточно скудная, источники, которыми автор мог пользоваться, исследователям неизвестны. Несколько фактов, например, личное знакомство Илариона Могленского с императором Мануилом I Комнином и влияние на его религиозную политику, вызывают справедливое сомнение исследователей.

 



 
PR-CY.ru