ИОАНН, Попьян - Страница 5

Заупокойное поминание Иоанна существовало в Пскове. Имя архиерея читается во всех семи известных псковских синодиках XVI–XVIII вв., их древнейший протограф был составлен не позже начала XIII в. Иоанн упоминается между епископами Никитой и Нифонтом в «Чине о еже, како подобает творити в пяток вечер о усопших последование» в составе Служебника и Требника Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (рукопись написана между 1516 и 1533 гг., ныне находится в Псково-Печерском монастыре, раньше хранилась в Научной библиотеке Тартуского университета). Исследователи полагают, что поминание Иоанна в Пскове связано с тем, что Всеволод Мстиславич вскоре после изгнания из Новгорода вокняжился в Пскове и через несколько десятилетий после кончины стал почитаться как первый псковский святой. Память об Иоанне в Пскове подтверждает гипотезу о взаимной поддержке Иоанна и князя Всеволода. По мнению исследователей, утверждение А.Е. Мусина, что поминания Иоанна в псковских синодиках «не носят характера исторической достоверности», безосновательные. Столь же сомнительной исследователи считают гипотезу Т.В. Кругловой, согласно которой Иоанн после оставления кафедры жил в псковском Мирожском в честь Преображения Господня монастыре. Исследователи не могут согласиться с мнением В.Л. Янина о том, что Иоанн скончался в Новгороде при Нифонте и был погребён в Мартириевской паперти Софийского собора. Согласно В.Л. Янину, вскоре после избрания на Новгородскую кафедру Иоанна (Илию) в 1163 г. останки Иоанна Попьяна были извержены из саркофага, а на его месте якобы было устроено погребение епископа Аркадия. Иоанн не назван в позднейших жизнеописаниях своих современников – в Житии преподобного Антония Римлянина (конец XVI в.), в Житии святителя Нифонта Новгородского (1558 г.), в Житии св. князя Всеволода Мстиславича (середина – вторая половина XVI в.). Лишь в поздней редакции Жития Нифонта, составленной Димитрием Савичем (Туптало) в конце XVII в., говорится, что, «когда блаженный Иоанн, епископ Новгородский..., ослабев в силах, оставил епископский престол и удалился в монастырь», на его место был поставлен святитель Нифонт, что исследователи считают позднейшей агиографической интерпретацией летописной статьи 1130 г. В лицевом подлиннике присутствует следующее описание внешности Иоанна: «Подобием сед, борода шире Иоанна Богослова, космачки, ризы святительския» (Библиотека Академии Наук, назван «блаженным» под именем Попьян). В Голицынском томе Лицевого летописного свода 1570 гг. есть миниатюра, иллюстрирующая оставление Иоанном Новгородской епископии (Российская национальная библиотека). В центре верхней части миниатюры на фоне архитектуры изображён стол, на котором лежит свёрнутая ткань, вероятно, архиерейская мантия. Слева от стола – поколенное изображение удаляющегося Иоанна, справа – группа духовенства. Иоанн показан старцем с белой, сужающейся книзу бородой до груди, на нём коричневые ряса, мантия и клобук. Обе руки с раскрытыми ладонями вытянуты вперёд, голова повёрнута в сторону стола. В нижней части миниатюры – сцена поставления новгородским епископом святителя Нифонта. Исследователи полагают, что изображение Иоанна Попьяна, или Новгородского архиепископа Иоанна (Стухина) помещено на прориси с иконы «Новгородские чудотворцы» XVIII в., справа в первом ряду, рядом с Новгородским архиепископом Иоанном (Илиёй).



 
PR-CY.ru