ИОСИФ - Страница 11

Входивший в ближайшее окружение патриарха инок Соловецкого монастыря Сергий (Шелонин) в 1640 гг. составил новую редакцию «Книги степенной царского родословия», согласно которой цари Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович продолжали династию Рюриковичей. По поручению Иосифа монах Сергий занимался также подготовкой к публикации «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского. Вышедшее в 1647 г. издание «Лествицы» представляло собой новый вид памятника, отсутствовавший в прежней традиции. Монах Сергий готовил к публикации «Богословие» преподобного Иоанна Дамаскина, но издание не было осуществлено. Книжную справу времени патриаршества Иосифа исследователи характеризуют утверждением критического отношения к рукописным текстам, обращением к греческим оригиналам, вниманием к юго-западнорусским богослужебным изданиям, к полемической, грамматической и катехизической литературе. Московский Печатный двор превратился в процветающее предприятие, приносившее хороший доход казне. В 1651 г. здесь имелось 12 печатных станов, в штате числилось 146 мастеровых. Один из появившихся при Иосифе типографских шрифтов сохранял название «осиповский» более чем через 50 лет после смерти патриарха. В патриаршество Иосифа были прославлены святыни, обретены и свидетельствованы мощи нескольких угодников Божьих, основаны монастыри. Иосиф благословил создание Артемиева Веркольского мужского монастыря (на месте обретения нетленных мощей Артемия Веркольского), Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни. В 1647 г. по указу царя Алексея Михайловича Иосиф поручил архиепископу Суздальскому и Тарусскому Серапиону собрать сведения об исцелениях от Казанской иконы Божьей Матери, явившейся в Суздальском уезде в часовне на пустоши Осовицы. 29 сентября 1649 г. царским указом установлено 22 октября праздновать «Пречистой Богородице, явлению чудотворной иконы Казанския, во всех городех, по вся годы». Летом 1644 г. при разборке деревянного Преображенского собора костромского Спасо-Преображенского Геннадиевского монастыря были обретены мощи основателя обители Геннадия Костромского и Любимоградского, о чём составили повесть, включившую описание двух чудес. В том же году по благословению Иосифа состоялась общецерковная канонизация преподобного Геннадия. 22 января 1645 г. в присутствии Иосифа и царя Михаила Фёдоровича в Успенском соборе Владимира состоялось обретение нетленных мощей великого князя Георгия (Юрия) Всеволодовича, которые были перенесены из каменной гробницы, стоявшей в алтаре Благовещенского придела, в изготовленную на средства Иосифа серебряную позолоченную раку в центре собора, у южного столпа. По заказу Иосифа в 1647–1648 гг. был расписан Успенский собор владимирского Княгинина женского монастыря, в этой росписи образ Георгия Всеволодовича занимает одно из важных мест.

 



 
PR-CY.ru