ИОСИФ - Страница 10

В грамоте к соловецкому игумену Илии Иосиф требовал посадить Арсения «в земляную тюрьму и держать ево в крепости с великим береженьем, и быть ему в тои тюрьме до ево живота, а пищу ему велено давать, покаместа он жив, чем душа иво питает». В 1651 г. царь просил Иерусалимского патриарха Паисия «обрести единаго учителя премудрого... да учинит учительство и еллинский язык». Рекомендованный патриархом молдавский учитель Гавриил Власьев, прибыл в Москву в октябре 1652 г. Он понравился российским властям, но им не удалось убедить его остаться в Москве. Патриаршество Иосифа стало временем расцвета книгопечатания. В 1640 – начале 1650 гг. были выпущены 92 книги, многие из них неоднократно переиздавались. Все издания, за одним исключением, выходили с традиционной формулой об их выпуске по повелению царя и по благословению патриарха. Под именем Иосифа как автора издано «Патриаршее поучение». В сентябре 1649 г. началась работа по изданию «Кормчей книги». В основу был положен связанный с митрополитом Даниилом Даниловский извод Сербской редакции (Исторический музей), а не Русская редакция текста, которую использовал Иосиф в своих поучениях. Канонические памятники русского происхождения (в том числе статьи в защиту церковного имущества) не вошли в «Кормчую книгу». Из Русской редакции были заимствованы Эклога, «Закон судный людем», «Заповедь епископам». Первоначально в качестве предисловия предполагалось предисловие к «Кормчей книге» Василия из Люблина, в котором рассказывалось о тяжёлом положении православия. В послесловии к «Кормчей книге» говорилось об угрозе церкви со стороны папистов и тех, кто торгуют церковными должностями. В качестве дополнительных источников при подготовке «Кормчей книги» к изданию использовали Требник митрополита Петра (Могилы); К., 1646 г., для гл. 51, «О тайне супружества» и «Книгу о священстве» Иоанна Златоуста (Львов, 1614 г., для главы 36, «Указание от Божественных писаний о непоставлении на мзде»). Текст обсуждался на Соборе в сентябре 1651 г., не был утверждён и подвергся дальнейшему редактированию уже при патриархе Никоне (опубликован в июне 1653 г.). Среди изданных при Иосифе книг исследователи также отмечают «Соборник о чести св. икон и о поклонении» (1642 г.), Слова преподобного Ефрема Сирина (1643, 1647 гг.), «Кириллову книгу» (1644 г.), Житие преподобного Саввы Сторожевского (1646 г.), Жития преподобных Сергия и Никона Радонежских (1646 г.), Грамматику Мелетия (Смотрицкого; 1648 г.), Толкование на Евангелия блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского (1649 г.), «Собрание краткия науки о артикулах веры... ради учения и ведения всем православным христианом, наипаче же детем учащимся» (1649 г.; краткий Катехизис митрополита Петра (Могилы), Поучения аввы Дорофея (1652 г.) и др.

 



 
PR-CY.ru