ИРОДИАДА - Страница 4

Калигула рассердился и приговорил её к ссылке вместе с Иродом. Имущество её он отдал Агриппе. По мнению Иосифа Флавия, такое наказание постигло Иродиаду от Бога за её зависть к брату и за то, что она легкомысленно уговорила мужа отправиться в Рим, а он её послушался. В целом характеристики Иродиады как сильной женщины, имевшей влияние на мужа, у Иосифа Флавия и у евангелистов совпадают. В христианской экзегезе Иродиада, чьё имя стало синонимом бесстыдства и распущенности, сравнивалась с другими известными из Священного Писания нечестивыми жёнами, например, Иезавелью (которая, подобно Иродиаде, преследовала св. пророков), при этом особо подчёркивались одержимость и неистовство Иродиады, которые привели к гибели Иоанна Предтечи. Евангельский рассказ о злодеянии Иродиады несёт предупреждение всем тем, кто сверх меры и рабски привязываются к порочным женщинам. Григорий Богослов противопоставляет «плясание бесстыдной Иродиады» духовному скаканию перед ковчегом завета царя Давида. У Иеронима Стридонского приводится предание неясного происхождения, что Иродиада была дочерью царя Ареты, при этом он отмечает, что преступление, совершённое Иродиадой, было гораздо страшнее описанного у Тита Ливия. В средневековой христианской традиции образ Иродиады приобрёл демонические черты. Многие авторы стали наделять её чертами, характерными для языческой богини Дианы (Ратгер Веронский (ум. в 974 г.), Иоанн Солсберийский (ум. в 1182 г.) и др.). Изображения царицы Иродиады не часто, но встречаются в византийском и русском искусстве в сценах, иллюстрирующих историю Иоанна Предтечи, например, в сцене «Поднесение Иродиадой главы св. Иоанна Предтечи» и реже в композиции «Пир Ирода». Самые ранние из дошедших изображений Иродиады были созданы в средневизантийский период. Она представлена молодой женщиной в богатых одеждах и в невысокой короне. Среди наиболее известных памятников, в так называемые предтеченские циклы которых входит сцена «Поднесение главы», – фрески церквей Рождества Пресвятой Богородицы Антониева монастыря (1125 г.) и Благовещения на Мячине (в Аркажах) в Великом Новгороде (1189 г.), Спасо-Преображенского Мирожского монастыря (1140 гг.) и Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г.) в Пскове. Эту сцену можно видеть и в клеймах икон, например, в одном из 24 клейм иконы «Св. Иоанн Креститель Ангел пустыни» с житием из Благовещенского собора Сольвычегодска (начало XVII в., Сольвычегодский историко-художественный музей), где Иродиада написана рядом с Саломеей, держащей блюдо, на которое воин кладёт отсечённую главу Иоанна Предтечи. В композиции «Пир Ирода» Иродиада, как полагают исследователи, представлена в мозаике люнета баптистерия собора Сан-Марко в Венеции (1343–1354 гг.): в роскошных одеждах она восседает за столом по левую руку от Ирода.



 
PR-CY.ru