ИРОДИАДА - Страница 3

Рассказ о танце дочери Иродиады также является предметом споров в научной литературе. Во-первых, женщины, принадлежавшие к высшему сословию, обычно не принимали участия в мужских застольях, хотя данный случай мог быть исключением. Во-вторых, в античной литературе есть подобные сюжеты (см., например, рассказ у Тита Ливия о кровавом пиршестве консула, исполнившего просьбу одной из гетер), возможно, и этот рассказ не историческое сообщение, а литературный сюжет. С точки зрения нарративной критики образы Иродиады и её дочери имеют как ветхозаветные прототипы (например, Иезавель, враждовавшую с пророками, согласно 1–2 Цар.), так и противоположные им по характеру образы в Новом Завете (например, последовавших за Иисусом Христом женщин или воскрешённой дочери Иаира). По мнению Р. Кремер, рассказ об обезглавливании Иоанна в целом неисторичен, поскольку противоречит сообщению Иосифа Флавия, который называет причиной конфликта Иоанна с Иродом Антипой не этот брак, а огромный авторитет Крестителя в народе, при этом ничего не сообщая о роли Иродиады и Саломеи в убиении Иоанна Предтечи. Другой проблемой, затрагивающей вопрос историчности евангельского рассказа об Иродиаде, является имя её дочери. Согласно Иосифу Флавию, её звали Саломеей, она стала женой тетрарха Филиппа, а после его смерти вышла замуж за своего двоюродного брата Аристовула и родила ему трёх сыновей; факт второго брака подтверждается изображением Аристовула и Саломеи на монетах, которые обычно датируются 62 г.). Некоторые исследователи усматривают в этом противоречие с повествованиями евангелистов, где не названная по имени дочь Иродиады предстаёт юной девушкой, зависимой от своей матери, а не женой (вдовой) Филиппа. Как и в случае с именем первого мужа Иродиады, современные библеисты либо предполагают наличие ошибки в рассказе Иосифа Флавия, который спутал двух женщин с именем Саломея, либо объявляют дочь Иродиады в Евангелиях литературным персонажем. Другие исследователи на основании собственной версии родословия семейства Ирода считают возможным гармонизировать рассказ Флавия с Евангелиями. Когда после смерти Тиберия императором стал Гай Калигула, Иродиада позавидовала возвышению своего брата Агриппы и уговорила Ирода Антипу ехать в Рим и добиваться царского титула. Однако успеха Антипа не достиг и по подозрению в заговоре был сослан Калигулой в Испанию или в Галлию. Когда же Калигула узнал, что Иродиада является сестрой Агриппы, он вернул ей личные средства и, полагая, что она не захочет разделить участь мужа, сказал, что отныне защитником её будет её брат. Однако Иродиада, по словам Иосифа Флавия, ответила на это: «Мне мешает воспользоваться твоей милостью моя преданность мужу: я, разделявшая с ним всё, когда он был счастлив, теперь не считаю себя вправе бросить его при перемене судьбы».

 



 
PR-CY.ru