ИОАНН, Московский, Большой Колпак - Страница 10

Рядом с ним помещено условное изображение храма, в котором видна гробница святого с надгробным образом (фронтальной лежащей фигурой со скрещенными руками, придерживающими колпак); над надгробием висят вериги или чётки. Эти детали позволяют исследователям не только связать создание оригинала прориси с событиями 1670 гг., но и предположить, что он предназначался для Ризоположенского придела собора Покрова на Рву. По мнению исследователей,  именно Иоанн был представлен на иконе из дворцового имущества, которую в 1661 г. чинил кормовой иконописец Иван Филатьев: это было изображение «Иоанна, Христа ради юродиваго, Ростовскаго», в котором правильнее видеть не блаженного Иоанна Власатого, а более известного московского блаженного, который также именовался Ростовским. Древнейший сохранившийся образ Иоанна входит в состав росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске, которая была исполнена в 1600 г. московскими иконописцами по заказу Николая Григорьевича Строганова. Это – фронтальное изображение, помещённое на откосе одного из окон придела апостола Иоанна Богослова в диаконнике собора (симметрично представлен седой юродивый, по мнению исследователей, Андрей Юродивый). Иоанн выглядит немолодым, у него круглая голова, покрытое морщинами лицо, высокий лоб, вьющиеся русые волосы, которые спускаются на плечи. Святой в длинном охристом одеянии с отложным воротом (подобный ворот встречается и в других изображениях); такого же цвета «ступни» на ногах и неправильной формы колпак, который он придерживает левой рукой. В той же руке святой держит массивные чётки и клюку. Одной из наиболее примечательных особенностей изображения является трактовка застёжек «свиты» Иоанна – массивных, чёрного цвета, больше похожих на элементы вериг, которые действительно носил блаженный. Выбор места для фигуры Иоанна в алтарной части храма в отличие от расположения образов устюжских блаженных Прокопия и Иоанна на одном из столбов в наосе отражает разницу в почитании святых, но в целом появление образа Иоанна в Благовещенском соборе свидетельствует об интересе Строгановых к новому столичному чудотворцу. Это исследователи объясняют несколькими причинами: вниманием Строгановых к почитанию юродивых (о чём свидетельствует ряд памятников), восприятием Иоанна, родившегося в Вологде и некоторое время жившего в Ростове, не только как новейшего Московского чудотворца и «преемника» Василия Блаженного, но и как Ростовского (Сольвычегодск входил в состав Ростовской епархии) и северного святого, по мнению исследователей, некоторыми чудесами (известно, что в год смерти Иоанна у его гроба «Бог простил… Фому Анкиндинова сына, не видел очима полгода, а ныне он видит и живёт на Покровке на Оникееве дворе Строганове»), а также «трудами», которые он совершал до прихода в Ростов: исследователи не исключают, что соляные варницы, где работал Иоанн, находились в Тотьме или в Сольвычегодске. Включение фигуры Иоанна в роспись Благовещенского собора сопоставимо с включением тропаря и кондака ему в богослужебный сборник, который в 1604 г. вложил в тот же храм Н.Г. Строганов (Российская государственная библиотека).

 



 
PR-CY.ru