ИОАНН, Московский, Большой Колпак - Страница 7

В некоторых подлинниках неопределённость возраста Иоанна подчёркивается его уподоблением безбородому Никите Новгородскому, прославленному в середине XVI в.: «Аки Никита Новгородский, плешив, на лбу космочки, власы велики, ряска в полворота, пуговицы до полу, в руках колпак, да чётки, да клюка, на ногах ступни (обувь)». В этом тексте, косвенно указывающем на то, что юродивый к моменту смерти был сравнительно немолодым человеком, появляются важные детали, которые нечасто встречаются в изобразительной традиции, но присутствуют в древнейшем изображении Иоанна – в росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600 г.): «ступни» и чётки, в одном из подлинников названные «великими». Это совпадение позволяет исследователям видеть в приведённом тексте одну из самых древних и достоверных характеристик внешности Иоанна. По мнению исследователей, к нему восходит редкое описание, акцентирующее седину юродивого и серый цвет его колпака: «Безбрад, власы на главе надседы, ряса багор збели изчерна, в руце чётки да колпак сер под пазухой». Дальнейшее развитие иконографии Иоанна выразилось в некоторой стандартизации его черт и в сближении с обликом юных святых (вероятно, из-за данных об отсутствии бороды); в подлинниках при сохранении прочих важных черт и атрибутов появились указания на молодость Иоанна: «...Млад, плешив, власы велики, на одном плече столстились, ряска дика, клюка в руках и чётки велики, колпак над (правильно: под) пазухою велик зело, на ногах сандалии, сиречь ступени» (исследователям известны близкие варианты, согласно которым у Иоанна «волосы свились до самых плеч», чётки он держит в правой руке, на ногах нет обуви). Этот иконографический вариант появился не позднее начала XVII в., его распространению, как полагают исследователи, способствовали данные, содержащиеся в Милютинских Четьих-Минеях, согласно которым Иоанн «бе… человек млад», живший в Ростове «во дни» Иоанна Власатого (ум. в 1580 г.) и «прорицавший» Ростовскому архиепископу Евфимию (1583–1585 гг.); указание на молодость Иоанна, по мнению исследователей, относится, главным образом, ко времени жизни блаженного Иоанна Власатого, а не правления архиепископа Евфимия. В поздних произведениях Иоанн обычно имеет облик пожилого безбородого человека с короткими седыми волосами (исследователям известны изображения длинноволосым юношей); учащаются случаи его изображения без обуви, сближающие Иоанна с прочими юродивыми. В «Руководстве...» Виктора Доримедонтовича Фартусова внешность Иоанна не описана, поскольку составитель присвоил прозвище московского юродивого его ростовскому современнику блаженному Иоанну Власатому. Несмотря на отличия иконографии этих святых (Иоанн Власатый изображается с большой бородой и густыми волосами, которые спускаются на плечи несколькими крупными прядями), их облик имеет ряд сходных черт (длинные волосы, одеяние в виде длинной рубахи с застёжками, «ступни», посох). Эти совпадения, по мнению исследователей, вряд ли случайные, если учесть, что оба святых не только принадлежали к чину юродивых и носили одно имя, но и были современниками и долгое время жили в одном городе; исследователи не исключают, что иконография Иоанна Власатого, известная по сравнительно поздним памятникам (не раньше середины XVII в.), испытала воздействие изображений Иоанн (о соотношении почитания этих святых см. также Иоанн Власатый).

 



 
PR-CY.ru