ИРИНА - Страница 5

В марте 801 г. Ирина на год освободила от налогов жителей Константинополя и снизила таможенные пошлины, взимавшиеся при входе в Босфор и Дарданеллы. Подобные меры, направленные на завоевание поддержки для неустойчивого режима Ирины, не могли не привести к расстройству государственных финансов. Ирина была погребена в монастыре на острове Принкипо, но между 861 и 864 гг. её тело уже находилось в саркофаге из проконесского мрамора в так называемой герооне Юстиниана в храме св. Апостолов в Константинополе. Для византийцев IX в. вопрос о том, было ли жестокое ослепление Константина VI совершено с ведома Ирины, был чрезвычайно важным. Феофан Исповедник, современник событий, совершенно недвусмысленно отвечает на этот вопрос утвердительно («...по решению его матери и её советников»). Однако многие другие писатели того времени (Феодор Студит, Константинопольский патриарх Мефодий и некоторые агиографы) в отношении к Ирины явно исходят из того, что Ирина не была замешана в этой казни. По мнению исследователей, разгадка может быть найдена в «Хронике» Георгия Монаха. В её первоначальной версии, созданной в 846/847 г., рассказ о правлении Ирины заканчивается следующей фразой (эта часть «Хроники» сохранилась только в церковнославянском переводе XIV в., именуемом «Летовник»): «И обретшихсе на сьмрьти ей сь клетвами страшными известивши, яко сыновней слепоте не быти причестне», т.е.: «(Ирина), находясь при смерти, со страшными клятвами известила присутствовавших, что непричастна к ослеплению сына» (перевод Д. Афиногенова). Одним из важных религиозных мероприятий в правление Константина и Ирины было перенесение мощей Евфимии Всехвальной, великомученицы Халкидонской, в 797 г. с острова Лемнос в Константинополь. Обнаружение в 781 г. во Фракии саркофага с надписью: «Христос родится от Марии Девы, и верую в Него. При Константине же и Ирине, о солнце, вновь меня увидишь», – исследователи считают инсценировкой с целью легитимации регентства Ирины. Анонимное Житие Ирины, изданное Ф. Алькеном, сохранилось в единственной рукописи, которую этот исследователь датировал XI в., Игорь Иванович Шевченко – серединой XII в., а Ж. Дюмеж – XIII в. В заглавии этого произведения указан чин святости Ирины: «Житие преподобной в царствующих Ирины Афинянки». Первые 24 листа текста основаны на «Хронографии» Феофана Исповедника (использовалось также Житие Филарета Милостивого, написанное в 821/822 г.), последние три страницы – на не известном для исследователей источнике. Исследователи отмечают, что из «Хронографии» изъят ряд эпизодов, например, о роли Ирины в ослеплении Алексея Муселе. Как показал У.Т. Тредголд, автор Жития Ирины пользовался исправной рукописью «Хронографии», которая в ряде случаев даёт более правильные чтения по сравнению с сохранившимися списками этого исторического сочинения. В заключительной части Жития, где использован не известный исследователям источник, говорится о ссылке и кончине Ирины. На острове Принкипо императрица основала монастырь, который перед отъездом на Лесбос поручила «чужестранной образом и именем» игуменьи.

 



 
PR-CY.ru