ИОВ, Железо (Залезо) Иван Иванович - Страница 11

Около 1714 г. Почаевский монастырь перешёл к униатам. Этому событию предшествовала борьба между сторонниками и противниками унии в братии монастыря, которая шла в 1712–1714 гг. Почти сразу униатские власти начали принимать меры к искоренению почитания Иова, которое было очень широким. Одним из способов уничтожения памяти о святом стало прекращение доступа к его мощам в результате устройства над пещерой, в которой он подвизался, и где почивали его нетленные мощи, часовни во имя великомученицы Варвары. Часовня была поставлена для хранения помещенной в большой серебряный ковчег частицы мощей великомученицы Варвары, появившейся в Почаевском монастыре при униатском Луцко-Острожском епископе Иосифе Выговском. Вскоре была сломана существовавшая при пещере Воскресенская церковь, и вместо неё построена церковь во имя великомученицы Варвары. Одновременно униаты начали почитание как «блаженного слуги Божьего» полулегендарного подвижника XIII–XIV вв., основателя скита на месте будущего Почаевского монастыря преподобного Мефодия Почаевского. Его Житие было подготовлено почаевскими василианами к печати, первая известная его икона написана в униатский период истории Почаевской лавры. Таким образом, почитание великомученицы Варвары и преподобного Мефодия Почаевского должно было вытеснить память об Иове. Чудотворения при мощах Иова не прекращались, они были засвидетельствованы самими униатами. В 1719 г. святой наказал монастырского экклисиарха Паисия, который без ведома игумена взял деньги из кружки для пожертвований, находившейся у раки Иова. В 1737 г. у мощей Иова был наказан параличом сын местной помещицы Понтовской (Паниовской?), «зле глаголавший о блаженном». Приходившие с верой (как православные, так и католики) получали у раки преподобного исцеления. В 1748 г. излечилась от головных болей и горячки Агнесса Пражмовская; в 1753 г. исцелился оружейник итальянец Иоанн Лигурри, приехавший в обитель из Дубно; в 1778 г. по молитвам к Иову избавился от ревматизма Григорий Волянский; в 1800 г. от смертельной горячки исцелился «австрийский граф» Иосиф Яворский (очевидно, прибывший из польской части империи Габсбургов). Согласно сборнику «Гора Почаевская...», в униатский период истории монастыря (1719–1830 гг.) от Почаевской иконы Божьей Матери, мощей Иова и мощей великомученицы Варвары совершилось 539 чудес, благодаря чему обитель всегда оставалась центром паломничества. Со временем униаты стали с уважением относиться к памяти Иова, перед его гробницей зажигали свечи, совершались молитвенные последования. Почаевские василиане хлопотали перед Римским папой Климентгом XIV (1769–1774 гг.) о признании Иова святым. Граф Николай Потоцкий, пожертвовавший средства на строительство новых корпусов и собора Почаевского монастыря, в письме главе Ордена василиан Ипатию Билинскому от 2 ноября 1767 г. спрашивал, как обстоят дела в вопросах о коронации Почаевской иконы Божьей Матери и о канонизации Иова. Ипатий Билинский ответил, что канонизация Иова – дело «крайне трудное», поскольку в Риме не спешат прославлять подвижников, которые не являются мучениками за католичество, и «требуют больших и необыкновенных чудес, да и те, дознанные от местного правящего епископа, перецеживают и перетряхивают по нескольку раз, собирая для рассмотрения их советы кардиналов».

 



 
PR-CY.ru