ИОВ, Железо (Залезо) Иван Иванович - Страница 20

В 1875 г. в пещере над ракой Иова была поставлена покрытая листовым золотом сень работы А. Прокофьева. Позднее, в 1889 г., над мощами был установлен величественный балдахин (сень с четырьмя витыми колоннами) из белого каррарского мрамора (работа итальянского художника Л. Менционе), который сохранился до наших дней. Прежний балдахин тогда же был перенесён в Успенский собор лавры вместе со старой деревянной ракой Иова, но в 1905 г. в связи с расширением дубенского Крестовоздвиженского монастыря и относящейся к нему пустыни во имя Иова на Дубенском острове (были приписаны к Почаевской лавре) по просьбе наместника иеромонаха Стефана (Твердынского) старая рака с сенью была перенесена в храм во имя Иова при этой обители. Дубенский монастырь подвергся сильным разрушениям в годы Первой мировой и Великой Отечественной войн; местонахождение первоначальной раки и сени исследователям неизвестно. Наряду с изображениями почаевских святынь и святых, образ Иова присутствует на самом большом лаврском колоколе, отлитом в 1886 г. в Москве мастером Иоакимом Воробьёвым, также на современном колоколе, изготовленном в 2005 г. в честь 765-летия явления Пресвятой Богородицы на горе Почаевской. Рельефные изображения Иова украшают и другие произведения декоративно-прикладного искусства, например, подсвечники, стоящие в гроте возле раки святого (пластины с фигурой Иова изготовлены, как полагают исследователи, в конце 1980 – начале 1990 гг.). Во внутренних и внешних монументальных росписях последней трети XIX – начала XXI вв. различных построек лавры, Свято-Духова скита и окрестных церквей и часовен много традиционных изображений Иова в академической манере. Наиболее интересными исследователи считают житийные композиции в стенописи 1880 гг. иеродиаконов Паисия и Анатолия (поновления – 1976 г., послушник Почаевской лавры Александр Корецкий) при входе в пещерный грот с ракой Иова: чудесное явление Иова в тонком сне митрополиту Дионисию (Балабану), обретение мощей преподобного, исцеление игумена Досифея. Дважды – в начале галереи, ведущей в пещерную церковь (конец 1860 – 1870 гг.; поновления – 1970 гг.), и при входе в грот – написан сюжет «Прп. Иов Почаевский с ангелами на молитве, виденный девицей Анной» (в гроте есть аналогичная по композиции икона XX в.): фигура Иова помещена между изображениями двух стоящих ангелов. В стенопись Успенского собора включена композиция «Прп. Иов Почаевский с братией, пред Почаевской иконой Божией Матери молящийся» (1870 гг.) – Иов в коленопреклонённой молитве перед иконой и аналоем с раскрытой книгой, за ним группа монахов. Образ Иова традиционного извода нередко встречается в росписях храмов Украины, например, Троицкого собора Ионинского монастыря в Киеве (1870 гг., поновления – XX в.; Иов в куколе и епитрахили, с чётками в левой руке), церковь Трёх святителей («Гольберговской») в Харькове (1913–1915 гг., А.Я. Соколов) – в круглом медальоне на западной подкупольной арке (стиль модерн).

 



 
PR-CY.ru