ИОАНН ВОИН - Страница 11

Произведения искусства свидетельствуют о повышенном внимании разных слоёв населения России к почитанию Иоанна Воина. Так, в ярославской церкви пророка Илии (1680–1690 гг.) находятся три фресковых изображения Иоанна Воина – в главном храме и в двух из четырёх приделов. Сохранились домашние иконы Иоанна Воина в драгоценных окладах (середина XVIII в., Сергиево-Посадский музей-заповедник) и около 1784 г. (Частный музей Русской иконы). Вместе с тем образ Иоанна Воина как одного из самых востребованных святых часто встречается и в массовом религиозном искусстве. Так, его изображения входили в состав партии недорогих икон, привезённых в 1722 г. палешанами для продажи в Санкт-Петербурге (иконография других св. воинов была представлена лишь образом Димитрия Солунского). Исследователи отмечают обилие гравюр XVIII–XIX вв. с образом Иоанна Воина, частые случаи дополнения его изображений текстами песнопений и молитв, пересказ Жития Иоанна Воина в духовном стихе, включение его имени наряду с именами других чтимых святых в заговоры. Почитание Иоанна Воина упрочилось во время войн, которые Россия вела во второй половине XVII – XVIII вв. (например, в правление Петра I: «Служба и житие...» были изданы во время Азовских походов, а храм во имя Иоанна Воина на улице Большая Якиманка был заново отстроен в камне в 1709–1717 гг. – после Полтавской битвы). Соответствующий аспект почитания Иоанна Воина отражён в гимнографии (см. тропарь Иоанну Воину); в молитве святому, помещённой на иконе 1730 гг. из церкви Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе Ярославля (Ярославский музей), он прославляется как «храбрый во бранех врагом прогонитель и обидимым заступник», «поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша» (икона составляет пару с образом архангела Михаила). Многочисленны признаки почитания мученика в военной среде – прежде всего, это посвящения престолов приходских и полковых храмов. Так, с 1722 г. исследователям известен придел московской церкви Николая Чудотворца в Воробине, выстроенной стрельцами; в 1713–1714 гг. устроен придел Введенской церкви в Семёновском – окраинном районе Москвы, бывшем селе, где жили солдаты Семёновского полка; с 1750 гг. существовал придел в Троицком соборе Измайловского полка в Санкт-Петербурге; в 1906–1907 гг. деревянный храм был возведён в летнем лагере лейб-гвардии Уланского Её Величества полка близ Красного Села, в окрестностях Санкт-Петербурга. В середине XVIII в. был исполнен образ Иоанна Воина и пророка Илии, который находится в Преображенском соборе Санкт-Петербурга – храме Преображенского полка. Однако исследователи отмечают, что почитание Иоанна Воина имело и другие черты. Так, житийные данные об исцелениях от мощей укрепляли его почитание как целителя и чудотворца. Кроме того, в агиографических и гимнографических текстах прославляются телесная и душевная чистота Иоанна Воина, его господство над страстями и в особенности дела милосердия, которые святой совершал как во время гонений на христиан при императора Юлиане Отступнике, так и в последние годы жизни, посещая больных, заключённых и скорбящих.

 



 
PR-CY.ru