ИОАНН ВОИН - Страница 20

Так, в них включены изображения Иоанна Воина, посылаемого императором Юлианом Отступником для участия в гонениях на христиан, сцены деяний Иоанна Воина и его помощи скорбящим. Вместе с тем в циклах представлены отсутствующие в тексте рождество (икона музея Андрея Рублёва) и крещение святого (обе иконы). В цикл иконы из Костромского музея-заповедника входят сцены преставления, посмертных чудес и обретения мощей Иоанна Воина (в частности, явление вдове, которой святой сообщил своё имя и указал место погребения). На иконе из музея Андрея Рублёва показано только преставление Иоанна Воина, большое внимание уделено эпизодам с участием императора, которые не имеют литературных параллелей (Иоанн Воин изображён стоящим перед императором Юлианом, пирующим вместе с ним и получающим от императора меч), и изображениям Иоанна Воина в походе (в трёх клеймах он представлен на коне и в шлеме). Эти сюжеты в сочетании с иконографией средника, где изображено много оружия, как полагают исследователи, отражают пожелания заказчика, который почитал Иоанна Воина, прежде всего, как св. воина (при этом в составе цикла иконы из музея Андрея Рублёва есть два клейма, посвящённые делам милосердия святого – утешению скорбящих и раздаче милостыни калекам). Пространные циклы, относящиеся к XIX в., иллюстрируют Житие более точно и последовательно. Среди них есть крупные храмовые образы, такие как рама с 12 сценами конца XIX в. для храмовой иконы московской церкви во имя Иоанна Воина на улице Большая Якиманка, и небольшие домашние иконы (палехская икона из собрания Н.П. Лихачёва с 14 сценами, две из которых в среднике, первая половина XIX в., Русский музей; икона с 12 сценами, рубеж XIX и XX вв., частное собрание). По составу клейм эти памятники почти идентичны. Большее распространение получили краткие циклы из нескольких сцен, помещённых в среднике иконы, по сторонам образа Иоанна Воина в рост (иногда они заключались в медальоны или фигурные картуши). Старейшие памятники подобного типа связаны с Поволжьем, и прежде всего, с Ярославлем: фреска южной галереи церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (1703–1704 гг.) и икона из церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (1730 гг., Ярославский музей). При существенных различиях в составе сюжетов оба произведения объединяет образ Иоанна Воина как защитника от воров: на фреске представлены ограбление дома и явление святого ворам, а на иконе – ограбление и возвращение украденного хозяину. Сходные сцены известны и по более поздним памятникам, среди которых преобладают домашние иконы, часто из категории «расхожих» (две иконы второй четверти – середины XVIII в., Галерея Академии, Флоренция; икона первой половины XIX в., собрание банка «Интеза – Сан-Паоло», палаццо Леони Монтанари, Виченца; прорись XIX в., Государственный музей палехского искусства; большая икона последней четверти XVIII в. в Георгиевской церкви Рыбинска), и гравюры, нередко служившие образцами для икон.

 



 
PR-CY.ru