ИОАНН ВОИН - Страница 21

Массовое бытование таких памятников указывает на важность этого аспекта почитания Иоанна Воина в XVIII в. (эпизод с ворами в более лаконичном виде есть и в пространных циклах XIX в.). Хотя в надписях на некоторых произведениях этой группы говорится о возвращении имущества «некоему господину» («человеку») или «Вельмянину», сцены с кражей не имеют литературной основы, т.к. Житие Иоанна Воина лишь в общих чертах указывает на помощь святого в подобных ситуациях. В изобразительном же искусстве этот мотив был конкретизирован как посмертное чудо Иоанна Воина. Наряду с произведениями такого типа писались иконы с краткими циклами, где эпизод с ворами отсутствует, а все сцены посвящены только деяниям и исповедническому подвигу святого. К этой группе исследователи относят икону начала XVIII в. в окладе 1798 г. ярославской работы, включающую шесть композиций (выставлялась на аукцион Christie's, Лондон, 12 мая 2009 г.), и две иконы с четырьмя житийными сюжетами (первая треть XVIII в., Рязанский музей-заповедник; последняя треть XVIII в., Государственный музей палехского искусства). На основе подобных произведений возник вариант с двумя сценами, к которому исследователи относят икону-краснушку из собрания Х. Вилламо (Финляндия). Одну из разновидностей кратких циклов представляет гравюра XVIII в. с тремя сценами, посвящёнными обретению мощей Иоанна Воина. Встречаются иконы с одной сценой Жития, сопровождающей образ молящегося Иоанна Воина: как правило, это погребение святого или перенесение его мощей (иконы в московской церкви святителя Николая в Хамовниках и в Череповецкое музейное объединение). Исследователям известны и другие варианты, например, на иконе XIX в. (музей истории религий) помещено изображение мученика перед императором (согласно надписи, представлен суд над Иоанном Воином, однако в Житии святого такого эпизода нет; по мнению исследователей, в основе композиции лежит сцена с императором Юлианом, отправляющим Иоанна Воина в поход). Современные изображения Иоанна Воина, создаваемые для храмов во имя святого, ориентированы на произведения разных эпох. Так, композиция на западной стене церкви во имя Иоанна Воина в Коврове (эскиз выполнен в мастерской «Владспецреставрация») повторяет палехскую икону со сценами Жития (последняя треть XVIII в., Государственный музей палехского искусства). Многие иконописцы подражают не русским, а византийским произведениям комниновского и палеологовского периодов, но из-за отсутствия столь ранних изображений Иоанна Воина в качестве образцов используют изображения других св. воинов. К числу подобных произведений исследователи относят ростовой образ Иоанна Воина, написанный для иконостаса одноимённого придела Троицкого Измайловского собора в Санкт-Петербурге.



 
PR-CY.ru