ИОАСАФ, Оболенский Иван (?) Михайлович - Страница 2

Став Ростовским архиепископом, Иоасаф продолжил политику его предшественников на кафедре, которые оказывали поддержку великокняжеской семье. Исследователи полагают, что Иоасаф наряду с архимандритом Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря Геннадием (Гонзовым) и старцем Паисием (Ярославовым) в начале 1480 гг. входил в число советников великого князя. Так же как раньше архиепископ Вассиан, Иоасаф вместе с архимандритом Геннадием 24 августа 1481 г. поддержал Ивана III в его споре с митрополитом Геронтием о совершении крестного хода во время освящения храмов, став единственным архиереем, принявшим сторону великого князя: «А по великом князе мало их, един владыка Ростовский князь Асаф да архимандрит чюдовский Генадей» (Полное собрание русских летописей, том 6). В 1485 г. по распоряжению Иоасафа в принадлежавшем Ферапонтову монастырю селе Бородава была построена и 1 октября архиереем освящена деревянная церковь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы, о чём свидетельствует антиминс этого храма. Строительство Ризоположенской церкви в селе Бородава совпадает по времени с возведением в Московском Кремле каменного храма с таким же посвящением (1484–1485 гг.), ставшего домовой церковью Московских первосвятителей (московский храм был построен на месте сгоревшей деревянной церкви в память о чудесном избавлении Москвы от татар в 1451 г.). После ухода Иоасафа с кафедры новый Ростовский архиепископ Тихон выдал 1 апреля 1489 г. грамоту, по которой «бывшаго деля архиепископа Иоасафа» Бородавская церковь была освобождена от податей архиерею («Акты археологической экспедиции», том 1). О взглядах Иоасафа в период управления Ростовской епархией исследователи отчасти судят по сообщениям за 1481–1488 гг. Типографской летописи. В статье под 1481 г. в рассуждении о нашествии хана Ахмата на Русь (1480 г.) содержится призыв к «храбрым и мужественным сынам рустим» защитить Отечество «от поганых» даже ценой собственных жизней. Говорится о печальной судьбе жителей завоёванных турками земель (Болгарии, Сербии, Греции, Трапезунда, Амореи, Хорватии и др.): они и «отечьство изгубиша, и землю, и осподарство, и (с)китаются по чюжим странам бедне» (Полное собрание русских летописей, том 24). Это рассуждение исследователи сопоставляют с «Посланием на Угру» Вассиана (Рыло), призывавшего великого князя «крепко стояти за православное христианство и за свое Отечество противу безбожному бесерменству».

 



 
PR-CY.ru