ИОВ, Княгиницкий Иван - Страница 3

«Непокорения ради братии» Иезекииль решил оставить Уневский монастырь и вернуться на Афон. Однако на родине его задержала болезнь, «и в той немощи оглохнув, прият на себе великий образ ангельский, еже есть схима». Святой был пострижен в великую схиму с именем Иов. О месте и дате этого события в Житии не сообщается. В литературе встречается указание на 1603 г., но в более поздних источниках (в посланиях Иова по поводу книги Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) и в записках митрополита Петра (Могилы) святой назван старцем Иезекиилем Скитским. Исследователи полагают, что Иов принял великую схиму уже в основанном им Манявском в честь Воздвижения Креста Господня скиту. Племянник епископа Гедеона Адам Евстафиевич Балабан попросил Иова устроить в его имении при приходской церкви св. Михаила близ села Угорники скит, чтобы святой мог «пожити в безмолвии» и молиться за владельца имения и его близких. Балабан обязался помочь Иову, если тот захочет создать при церкви общежительный монастырь. Иов «нача скитствовати сам», слава о нём разнеслась по округе, и к нему стали приходить иноки и миряне. Иов принимал в скит только тех, кто проявляли терпение и послушание; прочих, «научив и наказав, вспять отсылаше». В Галичине было два села с названием Угорники: близ местности Отыния (современный Коломыйский район Ивано-Франковской области) и в пригороде Ивано-Франковска. Обнаруженный А.С. Петрушевичем «Помянник Угорницкого Михайловского общежительного монастыря» (1683 г.) с кратким изложением истории обители позволяет исследователям точно локализовать Угорницкий скит. Основываясь на «Помяннике...», А.С. Петрушевич пишет о том, что в 1603 г. Иов «собрал при церкви приходской в Угорниках монахов, для которых Адам Балабан построил обитель там же, над рекою Напрошиною». Река с таким названием протекает рядом с Угорниками близ местности Отыния (современный Коломыйский район Ивано-Франковской области; в 2004 г. здесь при старинной деревянной часовне был открыт Преображенский монастырь в юрисдикции Украинской автокефальной православной церкви). 27 ноября 1612 г. А.Е. Балабан и его супруга Мария Василовна Гулевичевна дали грамоту, которой заповедали монастырю быть под властью Константинопольского патриарха и пожаловали ему земли при реке Напрошине. Эту грамоту подтвердил 4 февраля 1629 г. младший брат и наследник Адама Евстфиевича Александр Балабан, староста теребовлянский и рогатинский, который отмечал, что его брат заложил церковь св. Михаила и основал монастырь устава Василия Великого. По мнению одного из исследователей, Балабаны добивались от Константинопольского патриарха ставропигиального статуса для Угорницкого монастыря. Около 1604 г. Иов находился в дерманском Свято-Троицком монастыре, где ввёл афонский общежительный устав по просьбе игумена обители Исаака Святогорца (по мнению исследователей, речь идёт об Исаакии (Борисковиче), в 1602 г. по желанию князя Константина Константиновича Острожского назначенном настоятелем Дерманского монастыря и превратившем обитель в важный духовно-просветительский центр; ранее Исаакий был связан с Афоном).

 



 
PR-CY.ru