ИОАНН, Максимович Иван - Страница 11

Сочинение содержит 30 глав с советами и поучениями начальствующим, взятыми из Священного Писания и различных литературных источников. В августе 1709 г. вышел вторым изданием сборник «Молитва “Отче наш”, на седмь богомыслий расположенная» (время и место первого издания исследователям неизвестно). Сборник составлен из поучений, основанных на святоотеческих толкованиях Молитвы Господней. Поучения изложены силлабическим стихом. В предисловии говорится о необходимости непрестанно благодарить Бога за недавнюю (27 июня 1709 г.) победу в Полтавской битве, когда оградил «Бог, в Троице славимый, Российское Отечество от поглощения еретическаго льва швецкаго». В декабре того же года была издана книга «Осмь блаженств евангельских», в стихотворной форме толкующая заповеди блаженства. Она включает ряд святоотеческих нравоучений по этому вопросу. Предисловие содержит панегирик монархии; в нём подчёркивается, что именно благодаря «крестной силе» императору удалось сокрушить врагов. В предисловии же автор признаёт компилятивный характер книги: «Не туне писася, от многих собирася». В декабре вышло и сочинение «Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную», перевод с латинского книги монаха-бенедиктинца Бенедикта ван Хафтена «Regia via crucis», изданной в Антверпене в 1635 г. Книга относится к жанру вопросоответов: на вопросы Ставрофилы (греч. – Крестолюбицы), заблудившейся в лесу девушки, отвечает ангел Господень, который, приводя слова Иисуса Христа, объясняет ей необходимость несения креста, показывает, в чём состоит жизненный крест каждого человека, с какими чувствами его надо нести, даёт наставления о поведении христианина в скорбных жизненных обстоятельствах; наконец, говорит о том, каково спасительное завершение крестного пути. Кроме многочисленных обращений к Священному Писанию сочинение содержит много ссылок на творения отцов церкви, не только западных (Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского, Иеронима Стридонского и др.), но и восточных (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Нила Синайского и др.), что, по мнению исследователей, может свидетельствовать об обработке текста православным автором-редактором. Например, приводится рассказ Иоанна Лествичника о том, как настоятель монастыря без всякой причины наказал воздержного и кроткого эконома, «ибо по числу искушений и скорбей умножаются и награды». А в главе «О сораспятии Христу» приводятся слова Иоанна Златоуста об апостоле Павле: «Всего себя предав кресту и Господу и творя всё по Его воле, не сказал: живу Христу, но, что гораздо выше: живёт во мне Христос». В книге раскрываются важные аспекты христианской аскетики и сотериологии. Впоследствии она неоднократно издавалась Оптиной в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынью на русском языке в литературной редакции иеромонаха Климента (Зедергольма).

 



 
PR-CY.ru