ИОАНН-ЗОСИМ - Страница 2

Среди них – самый известный литургическо-гимнографический сборник «Иадгари песнопений, в которых описаны все праздники, новые и старые, и часы – все двенадцать, по-грузински и по чину обители святого Саввы, и полный короникон», составленный Иоанном-Зосимой «для учёных мужей»; сборник содержит ценные сведения по истории, археологии и топографии Палестины, грузинской гимнографии, агиологии и истории литургики. Многие древние памятники известны исследователям только благодаря тому, что вошли в его состав. Некоторые части сборника, считавшиеся утерянными, были обнаружены в коллекциях рукописей Российской национальной библиотеки и библиотеки Лейпцигского университета. Сборник изучали Александр Антонович Цагарели, Иван Александрович Джавахишвили, Жерар Гаритт, Корнелий Самсонович Кекелидзе, Павел Иесеевич Ингороква, академик Елена Метревели, Ц. Чанчкиева, Л. Хевсуриани и др. Ж. Гаритт назвал его энциклопедическим, Л. Хевсуриани провела монографическое исследование состава и структуры сборника. Е. Метревели нашла сходство между помещёнными в сборник древним и принадлежащим Иоанну-Зосиме новым иадгари, выявив в последнем более чёткое следование современным составителю национальным интересам. Колофоны и приписки дают исследователям представление о методах поиска Иоанна-Зосимы разных редакций того или иного текста и их сопоставления. В сборник входят Триоди Постная и Цветная с общими моделями праздников одного типа; две редакции Часослова (монастыря Шатберди и лавры преподобного Саввы); короникон; пасхальные и будничные; по Параклитону (Октоиху) стихиры; разные типы Ирмологиев, где ирмосы представлены по порядку канонов или же по песням канона в пределах каждого гласа; прокимны и богородичны; церковный календарь; сочинение морально-аскетического характера «Варсонофий»; сведения по астрономии, касающиеся пасхалии; краткая и пространная редакции пасхалии на 781–1312 гг. Иоанн-Зосима приложил к материалу свои замечания и толкования и соотнёс его с литургической практикой своего времени. Календарь предназначен для знатоков-мирян и духовных лиц. Иоанн-Зосима составил его на основе четырёх источников: константинопольского, иерусалимского и лавры преподобного Саввы календарей и принятого в храме Гроба Господня иерусалимского устава, куда были включены сведения о монашеской жизни и церковной организации Палестины. Также Иоанн-Зосима использовал агиографическо-эортологические источники. Большая часть календаря посвящена Савве Освященному и подвижникам его обители, сюда также внесены сведения о грузинских святых равноапостольной Нине, царе Картли мученике Арчиле, католикосе Картли Мамае, мученике Або Тбилисском, мученице Шушаник, пострадавших от арабов в Картли мучениках (11 декабря), а также о празднике Креста (Джвари) в церкви Манглиси (20 мая) и в мцхетском монастыре Джвари (в третью Неделю после Пасхи, в среду после Пятидесятницы).

 



 
PR-CY.ru