ИОАНН-ЗОСИМ

ИОАНН-ЗОСИМ (ум. около 990 г.) – монах, грузинский гимнограф и духовный деятель. Биографические сведения о нём скудные и основываются на данных колофонов и приписок грузинских рукописей коллекции монастыря великомученицы Екатерины на Синае. Деятельность Иоанна-Зосима связана с Палестиной и Синаем: он подвизался в лавре Саввы Освященного в Иерусалиме (949–956 гг.) и в монастыре великомученицы Екатерины (956 – около 990 г.), руководил грузинскими литературными школами и являлся попечителем и духовным наставником грузинских монастырских общин этих обителей. В колофонах рукописей часто упоминается с двойным именем: исследователи полагают, что первое – мирское, второе – монашеское. Иоанн-Зосима полностью посвятил себя литературно-богословской деятельности, поэтому не имел духовного сана. В рукописях он назван «восстановителем текста», редактором, заказчиком книг, переплётчиком, «разборщиком», переписчиком, автором песнопений. Хорошо владел греческим языком; академик протоиерей Корнелий Кекелидзе, допуская трактовку слова «разборщик» как «переводчик», считал, что Иоанн-Зосима мог заниматься переводами, однако они исследоватеялм неизвестны. В приписках к рукописи 965 г. Иоанн-Зосима часто жалуется на плохое зрение и слабость, на основании чего считают, что он обладал плохим здоровьем. Самая раннюю рукопись, переписанную его рукой, исследователи  датируют 949 г., последнюю – 987 г. По мнению К. Кекелидзе, он скончался, будучи в очень преклонных летах. Составленные и переписанные Иоанном-Зосимой рукописи (в основном, литургического характера) являются значительным вкладом в грузинскую духовную культуру. В колофонах содержатся сведения о датах составления и переписки рукописей, о работавших с манускриптами монахах и о заказчиках. Большая часть рукописей лавры преподобного Саввы хранится в монастыре великомученицы Екатерины, другие – в Российской национальной библиотеке, в библиотеках Грацского (Австрия) и Лейпцигского (Германия) университетов. Иоанн-Зосима принадлежал к последнему поколению грузинских подвижников, которые придерживались иерусалимского чина богослужения: во второй половине X в., с ростом политического влияния Византии на Грузию, Грузинская православная церковь (ГПЦ) перешла на константинопольский чин. Принимая новые традиции, грузинские монахи Палестины и Синая стремились привести их в соответствие с иерусалимской литургической практикой и литургическими памятниками, что наиболее полно отражено в сборниках, составленных Иоанном-Зосимой.

 



 
PR-CY.ru