ИОАНН ПЕТРИЦИ - Страница 12

Главной характеристикой философской системы Прокла, с точки зрения Иоанна Петрици, является принцип иерархичности бытия. На вершине иерархии сущего находится абсолютно трансцендентное Единое, отождествляемое с идеей абсолютного Блага и объединяющее в себе энады. Всё сущее делится по степени близости к Единому, которое есть причина всех существ, стоящих ниже его. От Единого происходят первый Ум и первая беспредельность, беспредельная потенциальность, причина умножения и производитель множественности. Все последующие эманации происходят из этих двух творческих причин. Ум есть безграничная творческая сила и «первая сущность», «сотворённое Единое», «образ Единого», «Единое монад», т.е. вечных идей, прототипов чувственно воспринимаемых вещей. Следующей ступенью бытия является душа – принцип движения и жизни. Все души имеют монаду – душу неподвижной небесной сферы, или «всеобщую душу», которая находится «как бы на пороге Ума», ближе всего к нему. Душа также содержит в себе идеи, но не те вечные идеи, которые находятся в Уме, а их копии, их отражения в душе, которые душа воспринимает посредством созерцания, будучи постоянно в движении и, как следствие, подвергаясь изменению. Ниже души находятся «природа», «небо» и «четыре элемента» (земля, вода, воздух, огонь), из которых составлены вещи, подверженные изменению. Вместе с элементами семи планет, т.е. вращающихся сфер, и одной неподвижной сферой звёзд они составляют 12 субстанций. Материальный видимый мир воспринимается как нечто несовершенное, как тень и не существующее реально. Он есть «тьма», «тень», «не-сущее», «бытие несуществующее», «тень, которая имитирует сущее». Однако и бесформенная материя восходит к Единому. Всё сущее стремится и должно возвращаться к своей первопричине, восходя, как по ступеням, к Единому по тем уровням бытия, которые находятся выше. Каждая сущность, прежде всего, возвращается к самой себе, т.е. к тому семени Единого, которое пребывает в нём, затем возвращается к своей ближайшей причине, а затем – к причине этой причины и так далее вплоть до Причины причин – Единого. Некоторые элементы системы Прокла Иоанн Петрици согласует с христианским учением. Святую Троицу он отождествляет с неоплатонической троицей: Единым (Отцом) и исходящими от Единого (Отца) первым пределом (Умом, Сыном) и первой беспредельностью (Святым Духом). Первый предел (предел пределов), образ Единого, всё определяет, обособляет, дарует творческую силу, является вечно объединяющим, уподобляющим Единому и оформляющим началом.

 



 
PR-CY.ru