ИГНАТИЙ - Страница 4

Из донесения исследователи сделали вывод, что эти планы стали актуальными, когда в Рим пришло известие о смерти патриарха Ермогена (ум. 17 февраля 1612 г.). В ноябре 1612 г. (по григорианскому летосчислению) Сигизмунд III, отправляясь в Россию для освобождения остатков польско-литовского гарнизона, осаждённого в Москве силами двух земских ополчений, взял с собой Игнатия. В 1615 г. в универсале о пожаловании Игнатию дворца Сигизмунд III называл его «патриархом Московским, на сесь час в Вильне будучим», где «успокоенья нашого с Москвою дожидается». Так же относился к Игнатию королевич Владислав, намеревавшийся отвоевать царский венец у Михаила Фёдоровича Романова. В универсале, изданном по случаю своего совершеннолетия 15 декабря 1616 г., он объявил о поддержке его амбициозных намерений «Игнатеем патреярхом», который вместе с пленным Смоленским архиепископом Сергием изъявил согласие участвовать в планировавшемся походе в Россию. Слухи о провозглашении Игнатия в Речи Посполитой главой Русской церкви, как полагают исследователи, распространились в России. Так, автор начальных статей Бельского летописца, чья осведомлённость в жизни Польско-Литовского государства не вызывает у исследователей сомнений, писал, что «той патриарх Игнатей утече в Литву и там патреархию держа». При этом книжник не упоминает о переходе Игнатия в униатство (Полное собрание русских летописей). В России не признавали за Игнатием право на патриарший престол, при этом до возвращения из польского плена Ростовского митрополита Филарета 14 июня 1619 г. имя Игнатия не исключалось из перечней русских первосвятителей, как об этом свидетельствует настольная грамота Патриаршего местоблюстителя Сарского и Подонского митрополита Ионы (Архангельского) Рязанскому архиепископу Иосифу от 10 января 1619 г.: «В преименитом и царьствующем граде Москве великие господа наши и отцы преосвященные митрополиты всеа Русии святейший Иев Патриарх, и Игнатей Патриарх, и святейший Ермоген Патриарх, Московские и всеа Русии, поставляли в Московское государьство митрополитов, и архиепископов, и епископов, яко то изначала Божественная соборная апостольская Церковь предала». Исследователи считают, что изъятие из титула Игнатия определения «святейший» отразило взгляд современников на спорный характер деятельности бывшего патриарха. Аналогичное титулование Игнатия встречается в разрядных записях более раннего времени. После вступления 24 июня 1619 г. на патриарший престол Филарета Игнатий на короткий срок вновь оказался в центре внимания священноначалия Русской церкви. Собор, созванный 16 октября 1620 г., должен был рассмотреть дело митрополита Ионы, который в бытность свою местоблюстителем патриаршего престола повелел присоединить двух католиков к православию через миропомазание, а не через перекрещивание.

 



 
PR-CY.ru