ИННОКЕНТИЙ, Борисов Иван Алексеевич - Страница 43

Действие Промысла в истории Иннокентий относит к управлению Господом Своим Царством. Условия вступления в Царство Христово – вера и дела. Надо прежде поверить, что Царство это существует, а потом поступать так, как требуют его законы, с помощью благодати. «Дверь», через которую входят в Царство Христово, есть крещение. Два живописных портрета Иннокентия, относящихся к киевскому периоду его служения, хранятся в собрании Киево-Печерского музея-заповедника. На поясном портрете, вероятно происходящем из Киевской духовной академии, он изображён в рясе и чёрном клобуке, с панагией и наперсным крестом. Он представлен в сравнительно молодом возрасте, с длинными рыжеватыми волосами и бородой, в бытность его (судя по панагии с образом великомученицы Варвары) епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии, и настоятелем Златоверхого Михайловского монастыря в 1836–1841 гг. Небольшой по размерам портрет из бывшего собрания Церковно-археологического музея Киевской духовной академии выделяется камерным характером – Иннокентий в свободной позе, с непокрытой головой, в чёрной рясе, с панагией на груди. Он задумчиво сидит, подпирая голову рукой, за столом, на котором лежит Евангелие. Сохранился поясной портрет Иннокентия, написанный во время его недолгого пребывания на Вологодской кафедре, судя по оригинальному художественному решению, в 1841 г. или немного позднее (Вологодский музей-заповедник; из архиерейского дома). Святитель показан сидящим в кресле вполоборота вправо, в чёрной рясе (с синими обшлагами) и в клобуке, правая рука на подлокотнике кресла, в левой, с чётками на запястье, – небольшая раскрытая книга. На груди – панагия с образом Пресвятой Богородицы, стоящей на полумесяце; представлены также награды: орден св. Анны первой степени со звездой и орден св. Владимира третьей степени. У Иннокентия характерные широкие скулы, прямой нос, небольшие светлые глаза, густые волнистые волосы, лежащие на плечах, и окладистая, рыжеватая борода без проседи. На фоне более поздняя надпись: «Иннокентiй Епископъ Вологодскiи. 1841-1842». Ко времени служения Иннокентия в Харьковской епархии относится литография начала 1840 гг. (Исторический музей): Иннокентий с книгой в левой руке, на груди – панагия и крест. Два портрета Иннокентия (писанный маслом и акварельный) экспонировались в 1907 г. на выставке, посвящённой Московскому митрополиту Филарету (Дроздову). В одном из залов Румянцевского музея в Москве была представлена галерея из 302 портретов-копий русских деятелей, среди них имелось и графическое изображение Иннокентия. Его портреты находились также в собраниях Дмитрия Гавриловича Бибикова, Михаила Петровича Погодина и др.

 



 
PR-CY.ru