ИННОКЕНТИЙ, Борисов Иван Алексеевич - Страница 41

3. Деятельность Иисуса Христа делят на три вида: на «должность» (в терминологии Иннокентия; Иисус Христос Сам чаще всего, по признанию Иннокентия, называет делом) пророческую (учительную), священническую и царскую (правительную). Такого деления нет в Священном Писании, его употребляют богословы, хотя по отдельности в Священном Писании говорится о всех должностях, например, о священстве Иисуса Христа: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Евр. 5:6; 7:17; 7.:1; ср.: 6:20; 7:11, 15). Эти должности описывают всю деятельность Иисуса Христа; отчасти они входят одна в другую, например, пророческая может совмещаться со священнической, царская также может совмещаться со священнической – на этом основании некоторые отказались от подобного рассмотрения (введённого, по мнению Иннокентия, лютеранскими богословами в XVII в.; однако «три служения» встречаются уже в патристике – у Евсевия Кесарийского, Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста; в XIV в. у Никифора Ксанфопула. Иннокентий предпочитает «удержать оное: с сих сторон можно точнее осмотреть сие учение». Иисус Христос – «просветитель рода человеческого: на земле видимо, и с Неба – невидимо». На земле Он учил три с половиной года. Христос проповедовал и иудеям, и язычникам, но преимущественно иудеям, ибо за столь короткий срок Ему нужно было подготовить учеников, которые могли бы благовествовать всем, и эллинам, и евреям. Иудеи пророчествованиями и обетованиями были подготовлены к восприятию Его учения. Предмет проповеди Иисуса Христа – «учение о необходимости нравственной перемены, покаяния и о необходимости веры». Во искупление людей от грехов Иисус Христос принял смерть. «Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Петр. 2:24). «...Он представляется, – указывает Иннокентий, – в виде Примирителя, освободившего нас от рабства греху и диаволу посредством выкупа – ценою Своей крови». Этот выкуп дан не дьяволу, а «собственно Божию правосудию», для того «принесена жертва правосудию Божию, чтобы дьявол не мог уже клеветать на Бога и людей» (ср.: Рим. 3:25). Метафора «цена крови» была понятна, говорит Иннокентий, иудеям: по их законам жертвенная кровь искупляла даже от смерти, – но и у других народов были законы, требовавшие искупления кровью от наказания. Иисус Христос примиряет человека с Богом, сперва в Самом Себе, соединив божество с человечеством, «потом вне Себя, ибо на кресте вражда Бога с человеком убита.

 



 
PR-CY.ru