ГАЛИЧ Александр Иванович - Страница 5

Исследователи не исключают и то, что А.И. Галич познакомился с содержанием этих лекций ещё в Германии. Сам А.И. Галич в предисловии отмечал, что «материалами» он обязан ряду немецких философов (и называл больше десяти фамилий). «Опыт науки изящного» был написан в русле трансцендентальной философии Ф.В.Й. фон Шеллинга и отчасти И. Канта. В («чистой») общей теоретической части рассматривались вопросы, касающиеся способностей человека (ума, воли и чувств) в их отношении к прекрасному, понимание идеи прекрасного через «первообраз» (идеал), учение о типологии «первообразов» (в Боге, в духе человеческом и природе), учение о гении, которым прекрасное и изящное создаётся, о вкусе как способности его понимать и оценивать и о чувстве как способности его воспринимать. А.И. Галич подчёркивал Божественное происхождение прекрасного, различал прекрасное в природе и в произведениях искусства и считал, что не подражание природе, а выражение вечных Божественных идей в художественных образах составляет истинное назначение свободного гения человека. В специальной («прикладной») части, посвящённой исследованию изящного в отдельных видах искусства, он делил художества на пространственные (скульптура, зодчество, живопись), тонические (связанные со временем – музыка), относящиеся к пространству и ко времени (театральные или сценические) и отличал от вышеупомянутых «натуральных» искусств искусство «идеальное», поэзию, со всеми её многообразными формами – лирикой, драмой, эпопеей и романом. Эрнест Леопольдович Радлов, отмечая влияние на А.И. Галича Георга Антона Фридриха Аста, Карла Вильгельма Фердинанда Зольгера и Ф.В.Й. фон Шеллинга, считал, что «Опыт науки изящного» – «наиболее оригинальное и законченное произведение Галича» и «до настоящего времени у нас нет лучшего сочинения по эстетике». Г.Г. Шпет судил излишне строго, находил в книге «отголоски шеллингианства», упрекал А.И. Галича в том, что он «не обладал оригинальностью даже настолько, чтобы выделить чью-нибудь оригинальность и следовать ей». Книга А.И. Галича «Картина человека» представляет собой попытку построения антропологии в её связи с психологией и некоторыми проблемами естествознания. Понимая человека как существо, сотворённое Богом в качестве «высшего звена» в лестнице существ, А.И. Галич ставил сложную проблему отношения души и тела, но не располагал никакими новыми средствами для её решения.

 



 
PR-CY.ru