ГАЛИЧ Александр Иванович - Страница 2

А.С. Пушкин писал: «Апостол неги и прохлад, / Мой добрый Галич, vale! / Ты Эпикуров младший брат, / Душа твоя в бокале, / Главу венками убери, / Будь нашим президентом, / И станут самые цари / Завидовать студентам». В 1815 г. 16-летний поэт опубликовал в «Российском Музеуме» под псевдонимом ещё два стихотворения – «К Г(аличу)» и «Послание к Г(аличу)». А.И. Галич не был требовательным преподавателем и, несмотря на свои обширные знания, был вынужден очень скоро оставить преподавание в лицее. 8 февраля 1819 г. педагогический институт был преобразован в Санкт-Петербургский университет, в котором А.И. Галич в качестве экстраординарного профессора философско-юридического факультета вёл курс истории философии. В 1818–1819 гг. была опубликована «История философских систем, по иностранным руководствам составленная А. Галичем», с посвящением графу Сергею Семёновичу Уварову. Цели философии А.И. Галич формулировал по Иммануилу Канту: «Умозрение значит познавание вещей, не подлежащих опыту. Высочайшая для разума задача суть, что я могу знать, что я должен делать, на что смею надеяться». В изложении истории философии он руководствовался традиционным для своего времени делением на три эпохи: Античность, Средние века и Новое время, – соответственно его двухтомное исследование было поделено на три части. Античная философия подразделяется на пять периодов: 1) до Фалеса; 2) от Фалеса до Сократа; 3) Сократ–Платон–Аристотель; 4) «окончательные философские системы греков» – Пиррон, Эпикур, стоики, Новая академия; 5) упадок греческой философии – эллинские иудеи, новые пифагорейцы, вероисповедная философия палестинских иудеев. Весьма подробное изложение античной философии, в которой главное внимание уделено Платону и Аристотелю, завершается главой «Философия древнейших писателей Христианской церкви». В ней А.И. Галич не обнаружил глубоких знаний из области патристики, оставил в стороне вопросы христианской догматики, а в толковании христианского наследия следовал ошибочным стереотипам, сложившимся в немецкой историко-философской литературе. Уже в начале этой главы он ограничил отношение св. отцов и учителей церкви к античной философии тремя возможными «путями» и полагал, что христианские писатели должны были «или вывести любомудрие из откровения, или уничтожить вовсе первое, дабы возвысить последнее, или же, наконец, как то, так и другое признать особенными, неслитными источниками». Согласно А.И. Галичу, по первому пути последовали Татиан, Иустин Философ, Климент Александрийский и Ориген; по второму (столь же «малоуспешному») – Тертуллиан, Арнобий Младший, Лактанций; третьему пути предшествовало признание философии полезной «для утверждения христианства» и как результат – «учителя Церкви соделались, в свою очередь, учениками язычников». Общая характеристика философии Средних веков была сведена А.И. Галичем к схоластике, которая «по доверию к именитости» (авторитету) избегала метафизики («материальной философии») и ограничилась «формальной философией» и как следствие – соединила «софистику» (понятия) с «мистикой» (созерцаниями).

 



 
PR-CY.ru