ГИМНОГРАФИЯ - Страница 31

В восточно-сирийском богослужении используются мемра Нарсая Нисибинского. На основе его гомилий в Средние века были составлены особые песнопения – кальта (букв. – песенка), исполняемые двумя хорами со стихами псалмов. Такие же свободные по форме произведения имеются и в западно-сирийской традиции. Другим распространённым гимнографическим жанром в сирийской традиции является тропарь, исполняемый со стихами псалмов или отдельно, которые обычно поются антифонно. К числу древнейших произведений такого типа относится восточно-сирийский гимн «Тебя, Господи», который, по мнению некоторых исследователей, мог возникнуть в III в. Составление так называемых гимнов света (начинаются со слова «свет») приписывается Ефрему (этот гимн имеет акростих «Иисус Мессия») и Нарсаю. В западно-сирийской традиции в качестве автора подобного рода песнопений известен Севир Антиохийский (его произведения перевёл на сирийский язык Павел Эдесский). В VII в. гимны Севира отредактировал и дополнил Иаков Эдесский. В Церкви Востока кодификацией корпуса гимнографических текстов занимался патриарх Ишояв III (649–660 гг.). Большое число песнопений составили в IX в. католикос Мар Савришо II, в XII в. католикос Илия III Абу Халим, в XIII в. Георгий Варда, Басрский митрополит Шлемон, католикос Явалаха II. Для гимнографии яковитов характерны согита – произведения, сопоставимые с византийскими кондаками. Они состоят из вступления-проимия, ряда строф и славословия и обычно имеют акростих. По содержанию – это диалог между библейскими или историческими персонажами. Среди авторов согита известен Иаков Саругский. В восточно-сирийской традиции произведения этого жанра не прижились и поются только один раз в год, на Пасху, после гимнов света. В IX в. в обиход яковитов стали входить мелькитские переводы византийских канонов. Близкими по жанру к канону являются оригинальные сирийские произведения эньянэ – группы стихир, которые в отличие от византийской традиции относятся не к библейским песням, а к псалмам. Хотя к гимнографии в латинской традиции, как и в восточной, относятся, прежде всего, песнопения церковного сочинения, термин hymnus в латинских литургических книгах используется очень широко. На протяжении Средних веков в латинской гимнографии сформировалось множество жанров: собственно гимны (т.е. песнопения, имеющие строгую метрическую или ритмическую форму), тропы, секвенции, versus, мотены и проч. Несмотря на то что о существовании латинской церковной гимнографии сообщает Тертуллиан, её развитие и широкое распространение связано с антиеретической полемикой IV в., в частности, с деятельностью святителей Илария Пиктавийского (ум. в 366 г.) и Амвросия Медиоланского (ум. в 397 г.). От гимнов Илария сохранилось всего три фрагмента, написанные гликонеем и трохеическим тетраметром и повествующие о Рождении Единородного Сына, о новом рождении в таинстве крещения и о борьбе Христа с дьяволом. Среди гимнов, надписанных именем Амвросия Медиоланского, в настоящее время подлинными признаются 12-18 (в том числе «Aeterne rerum Conditor» («О, вечный Создатель вещей»); «Deus Creator omnium» («Бог Творец всяческих»); «Jam surgit hora tertia» («Уже наступает третий час») и др.). Все они написаны ямбическим диметром и состоят из четырёхстрочных строф (в каждом гимне не более 32 строк).

 



 
PR-CY.ru